Анастасия Ракова представляет приложение «Активный гражданин». Фото с сайта www.mos.ru
У москвичей появляется возможность участвовать в городских референдумах каждую неделю – мэрия столицы запустила приложение «Активный гражданин». Оно позволит жителям при помощи мобильного телефона или смартфона проголосовать за тот или иной вариант развития столицы или выбрать путь решения какой-то городской проблемы. Подобных проектов не было ни в одном мегаполисе мира. В первых опросах в формате мобильного приложения «Активный гражданин» приняли участие более 80 тыс. жителей Москвы.
Москвичи – одни из самых активных жителей России, традиционно готовы принимать в жизни города большое участие. «Правительство Москвы понимает, что без обсуждения с горожанами вопросов, которые мы решаем, нельзя добиться максимальной эффективности, – отметила руководитель аппарата мэра и правительства Москвы Анастасия Ракова, недавно представившая журналистам приложение «Активный гражданин. – Перед нами стоит задача сделать город максимально комфортным. А комфорт – это то, что каждый выбирает для себя сам. Но в 12-миллионном мегаполисе сложно узнать мнение каждого жителя. Потому мы решили сделать упор на электронные средства коммуникации с горожанами. По поручению Сергея Собянина мы открываем уникальное мобильное приложение «Активный гражданин», которое позволит москвичам принимать непосредственное управление своим городом. Это система электронного голосования по тем городским вопросам, по которым есть разное мнение. Оно позволит высказаться москвичам, чтобы на основе их голосов мы могли принять правильное решение».
«Активный гражданин» – не первый проект мэрии, нацеленный на привлечение жителей к управлению мегаполисом. В 2011 году стартовали портал «Наш город» и приложение «Мобильная приемная». Они позволяют отправлять жалобы чиновникам и контролировать качество выполняемых городскими службами работ. Однако, как отмечают в мэрии, новое мобильное приложение – новинка на рынке. С конца апреля на сайте проекта заявки на регистрацию оставили уже более 140 тыс. человек. «В идеале, конечно, если приложением будет пользоваться каждый горожанин, чтобы мы могли знать мнение как можно большего числа москвичей», – отмечает Анастасия Ракова.
Приложение будет доступно для мобильных устройств на платформах iOS и Android, бесплатно скачать его может любой пользователь гаджета. По данным Яндекса, около 50% москвичей пользуются мобильным Интернетом, поэтому сначала приложение сделали именно для смартфонов. Однако в будущем планируется запустить и специальный портал ag.mos.ru/, на котором участвовать в голосованиях горожане смогут со стационарного компьютера. Сейчас москвичам предлагается скачать мобильное приложение, зарегистрироваться в нем и затем участвовать в голосованиях, которые будут проходить достаточно часто, возможно даже до пяти раз в неделю. Приложение предусматривает возможность проведения опросов на трех уровнях – общегородском, окружном и районном. Инициировать электронные референдумы будут мэр, члены городского правительства и местные органы власти, чтобы узнавать мнение горожан по спорным и особо важным вопросам. Мэрия также планирует отслеживать и ставить на голосование интересные городские темы, которые широко обсуждаются в Интернете.
Разработчики написали приложение так, что его пользователи смогут указывать в своем профиле два адреса в районах, в судьбе которых они хотят активно участвовать, – планируется, что это будут места жительства и работы. А затем можно будет отвечать на вопросы актуальных референдумов. В будущем разработчики хотят дать пользователям возможность добавлять в профиль еще один адрес, поскольку у многих москвичей прописка и реальное место жительства различаются. Впрочем, как пояснила Анастасия Ракова, голосовать смогут и жители города без столичной прописки. «Нам важно мнение всех москвичей, вне зависимости от наличия регистрации», – считает заммэра.
Участие в управлении городом – уже большая возможность улучшить свою жизнь. Однако планируется, что жители будут поощряться за потраченное на благо столицы время – за участие в опросах пользователям приложения будут начисляться баллы. Набрав 1 тыс. баллов, пользователь получает статус «Активный гражданин» и доступ к особому магазину бонусов. В этом магазине баллы можно будет обменять на городские услуги – на часы велопроката или парковки, на билеты в кино, театры, музеи, а также другие полезные мелочи.
Выразить свое мнение по поводу тех или иных вопросов
теперь можно в любое время. Фото Людмилы Михэеску |
Сейчас продумываются и другие варианты взаимодействия проекта «Активный гражданин» с москвичами, которые не пользуются Интернетом, – например, пожилыми людьми. Для них сервис, возможно, сделают доступным в многофункциональных центрах, которые активно развиваются в столице.
Уже сформирован план голосований, причем, согласно статистике, каждый пользователь участвует в пяти-шести электронных референдумах. По заданию федеральных властей москвичей спросили о том, в каком часовом поясе они хотели бы жить. «Большой интерес вызвал опрос, связанный с переводом часов на летнее/зимнее время, – рассказал мэр Сергей Собянин. – Мнения горожан разделились. Одни считают, что ничего делать не нужно, другие уверены, что необходимо вернуться к старой системе перевода часов. Все эти предложения мы перешлем в Госдуму и правительство РФ, чтобы мнение москвичей было услышано».
Также горожанам предложили выбрать наиболее удачные форматы уличной торговли, а жителям Митина оказался особо интересен ближайший опрос, касающийся развития местного парка. В рамках проекта «Миллион деревьев» москвичей пригласили к обсуждению озеленения дворов. За озеленение придомовых территорий высказались более 52% респондентов. «Из 38 тыс. человек, которые участвовали в опросе, больше половины хотят, чтобы дополнительная зелень появилась», – отметил градоначальник. В тех дворах, которые набрали больше голосов, высадка деревьев и кустарников начнется уже этой осенью. Есть еще ряд вопросов, по которым высказывались горожане. Какими должны быть ярмарки выходного дня? Какой будет судьба городских таксофонов? Должны ли москвичи пользоваться преимуществом при записи детей в детские сады по сравнению с приезжими? Ответы на все эти вопросы сейчас обобщаются и будут крайне важны городским властям, для того чтобы выяснить настроения как можно большего числа горожан. По предварительным подсчетам столичных властей, уже к концу 2014 года пользователями нового сервиса станут до 1 млн москвичей.