В школе «Интеллектуал» нацеливают детей на углубленное изучение предметов. Фото с сайта www.sch-int.ru
На днях в столице прошел митинг, где опять поднималась тема реорганизации столичных школ, в частности, дальнейшая судьба «Интеллектуала». Некоторых педагогов и родителей до сих пор тревожат перспективы объединения этой школы для одаренных детей с соседней гимназией. При этом большинство все же понимают необходимость и преимущества такого решения. О новом этапе развития журналисту Марии ПАВЛОВОЙ рассказал директор «Интеллектуала» Юрий ТИХОРСКИЙ, который сейчас уже является руководителем обоих учебных заведений.
– Юрий Борисович, судя по протестам, в вашем коллективе все же неоднозначно восприняли объединение. Как вы оцениваете происходящее?
– Большинство педагогов, родителей с этим решением согласны. Сам я принимал его вполне осмысленно. Еще 29 августа на большом педсовете доходчиво объяснил коллегам, к чему мы идем. И решение о присоединении к нам гимназии № 1588 в конце сентября сюрпризом не являлось. Более того, этот вариант рассматривался еще в 2012-м. А если уходить совсем в историю, наша школа изначально создавалась с перспективой расширения. В самом начале у нас было 70 детей, сегодня 289, хотя наши площади рассчитаны на 220 учеников. Школа росла, и планов было много. В начале 2010/11 учебного года шли переговоры о создании нашего филиала в Южном округе Москвы. Но неожиданно скончался наш директор-основатель, Евгений Владимирович Маркелов, – в этой экстренной ситуации главным было удержать то, что мы уже наработали. Пока мы разбирались с внутренними проблемами, к весне 2011 года началась реформа столичного образования. К 2012 году пилотный проект развития столичного образования уже шел семимильными шагами, а мы все раскачивались, размышляли. Педагоги всегда немного консервативны, к концу 2012 года присоединение гимназии № 1588 обсуждалось как один из приоритетных вариантов развития, но в итоге мы опять ничего не решили.
– При этом вы получали гораздо большее финансирование, чем школы, участвующие в пилоте.
– Да, мы жили по старой системе градации, когда школы, гимназии, интернаты – все получали разное финансирование. А когда пилотный этап закончился, мы вернулись к прежним «допилотным» коэффициентам. В итоге потеряли в финансировании почти в пять раз и остались у разбитого корыта. О такой перспективе я предупреждал педколлектив много раз. Противники реорганизации до сих пор говорят, мол, вариант объединения неплохой, но стоит над ним еще подумать. Я, как администратор, считаю ресурсы и понимаю: если б мы и дальше думали, завтра мне нечем было бы платить зарплату.
– Кроме реорганизации не было других вариантов? К примеру, вы же получаете немалые средства по госгрантам.
– И они нас немного прикрыли. У нас есть и так называемый внебюджет. В отличие от большинства моих коллег-директоров я под ним понимаю в первую очередь не плату родителей, а поиск фондов, спонсоров, которые дают средства под конкретные мероприятия. Но школа – это не бизнес-проект, тут мы все солидарны. В то же время бюджет дает нам все, что может, в текущем правовом поле. Нам ни в чем не отказывают. Но новый закон об образовании четко говорит, что является обязанностью государства – это базис, стандарт. С допуслугами же другая ситуация. А у нас их очень много – есть интернат со спальными корпусами, школа второй половины дня. Есть разветвленная система допобразования – это не только кружковая работа, но и образовательные нагрузки, которые одаренные мотивированные дети выбирают для углубленного изучения предметов. Индивидуальный учебный план для каждого ребенка довольно обширен. И это гораздо больше, чем базис, который государство обязано оплачивать. Для нас эта часть работы крайне важна, но на нее сейчас не хватает ресурсов. А объединение даст нам не только субсидии, но и возможность провести оптимизацию, сократить административно-хозяйственные издержки.
– Многие опасаются сокращения педколлективов обеих школ.
– Ни в коем случае. Сокращения обслуживающего, административного персонала возможны и логичны. Одна общая бухгалтерия вместо двух уже существенно упрощает жизнь. Но я не собираюсь терять педагогов, их работа с детьми дает нам гранты, места в рейтингах – мы каждый год входим в Топ-20 столичных школ. Педагоги гимназии нам тоже нужны. Мои коллеги умеют работать с мотивированными детьми, а сумеют ли взаимодействовать с базовыми – вопрос. Не говоря уже о специалистах гимназии, которые работают по допобразованию другого типа, нежели у нас.
– Родители учеников «Интеллектуала» боятся, что допобразование в итоге станет таким же дорогим, как и в гимназии.
– У нас действительно много учеников на льготной основе – 43%. Их родителей волнует, что школа начнет брать за услуги очень большие деньги. Вообще финансовые страхи были с обеих сторон. У нас боялись, что придет руководство гимназии, для которой основной источник внебюджета – родители. А там опасались, что мы отберем их деньги и распределим на всех. Ничего этого не будет. У нас допобразование нацелено на углубленное изучение предметов, у них – на качество присмотра, ухода, комфорт детей. Эти две схемы не являются антагонистами. Наоборот, они будут друг друга дополнять.
– То есть плата если и будет, то не такая высокая, как боялись?
– Естественно. Часть мы получим грантами, но не все. Более того, закон об образовании все же не игнорирует наши потребности. Там есть пункт о том, что школы для детей, проявивших способности, мотивацию, достижения, должны существовать. И если будет принят подзаконный акт, уверен, в бюджете города найдутся средства и для допподержки многих ведущих школ города по прозрачной схеме. Но если мы боремся за принятие акта, это надо делать системно, в правовом поле, без истерик – обращаясь к депутатам, давая обоснования, ссылки на программы, указы президента.
– В итоге как сейчас проходит реорганизация?
– Она началась 25 сентября, и желательный срок завершения – 15 марта. До этого у нас два юрлица начинают сближение, проходят аудит, сверка и проработка документов. К февралю мы подаем новую редакцию уставов с учетом видения обеих школ. Мы взаимодействуем и по допобразованию.
– Основная программа тоже должна быть общей. Она разрабатывается?
– В течение учебного года в программе возможны лишь незначительные корректировки. Общий учебный план мы проработаем уже на следующий год, он будет полностью учитывать единство пространств обеих школ.
– Все-таки чьи стандарты будут положены в основу общей программы?
– По качеству образования «Интеллектуал» очевидно опережает гимназию, и тут мы будем ориентироваться на наши схемы. А в плане административно-хозяйственных наработок – у гимназии они хороши, можно взять и их опыт.
– Но смогут ли гимназические дети успевать за вашими одаренными?
– А кто запрещает оставлять базисные группы для тех, кто не хочет ничего углубленно изучать? Если ребенок хочет и может брать более высокую нагрузку, наработки «Интеллектуала» ему помогут. Если нет, мы готовы учить его по базисному плану. Хотя думаю, посмотрев на тех, кто будет рваться вперед и побеждать, наши новые ученики получат дополнительную мотивацию, многие захотят серьезно развиваться.
– В процессе объединения обе школы сохранят свои площади? Не получится ли так, что вас и физически объединят в одно здание?
– Об этом нет и речи. Напротив. Речь идет не о сокращении, а о расширении. Так сложилось, что в гимназии недокомплект, там есть свободные площади. Мы уже попросили у Департамента образования три новые лаборатории для гимназии – по физике, химии, биологии, – аналогичные тем, что есть в «Интеллектуале». Плюс у нас есть возможность добрать туда еще от 100 до 200 учеников. Конечно, не сразу, это должно быть вписано в процесс объединения.
– Но как раз этого и боятся родители. Что одаренные дети «потеряются» в массовости.
– Две школы по 300 детей, – это не массовость, даже если в одной из них будет 500. В учебных группах останется по 15 человек, не больше. Мы намерены расширять работу с одаренными детьми. И при этом, надеюсь, уже не будем смотреться маленькой школой с большим снобизмом. Чтобы не стоять на месте, надо очень быстро бежать. А иначе мы потихоньку спечемся в своем замкнутом мирке, будем терять в рейтингах, станем средней школой. «Закукливание» опасно, а любое взаимодействие дает толчок к развитию. Тем более что по мере того, как мы знакомимся друг с другом, первый испуг начинает проходить.