0
4914
Газета Москва Интернет-версия

31.10.2014 00:01:00

Юрий Тихорский: "Наша школа изначально создавалась с перспективой расширения"

Тэги: образование, школа, интеллектуал, юрий тихорский, москва


образование, школа, интеллектуал, юрий тихорский, москва В школе «Интеллектуал» нацеливают детей на углубленное изучение предметов. Фото с сайта www.sch-int.ru

На днях в столице прошел митинг, где опять поднималась тема реорганизации столичных школ, в частности, дальнейшая судьба «Интеллектуала». Некоторых педагогов и родителей до сих пор тревожат перспективы объединения этой школы для одаренных детей с соседней гимназией. При этом большинство все же понимают необходимость и преимущества такого решения. О новом этапе развития журналисту Марии ПАВЛОВОЙ рассказал директор «Интеллектуала» Юрий ТИХОРСКИЙ, который сейчас уже является руководителем обоих учебных заведений.

Юрий Борисович, судя по протестам, в вашем коллективе все же неоднозначно восприняли объединение. Как вы оцениваете происходящее?

– Большинство педагогов, родителей с этим решением согласны. Сам я принимал его вполне осмысленно. Еще 29 августа на большом педсовете доходчиво объяснил коллегам, к чему мы идем. И решение о присоединении к нам гимназии № 1588 в конце сентября сюрпризом не являлось. Более того, этот вариант рассматривался еще в 2012-м. А если уходить совсем в историю, наша школа изначально создавалась с перспективой расширения. В самом начале у нас было 70 детей, сегодня 289, хотя наши площади рассчитаны на 220 учеников. Школа росла, и планов было много. В начале 2010/11 учебного года шли переговоры о создании нашего филиала в Южном округе Москвы. Но неожиданно скончался наш директор-основатель, Евгений Владимирович Маркелов, – в этой экстренной ситуации главным было удержать то, что мы уже наработали. Пока мы разбирались с внутренними проблемами, к весне 2011 года началась реформа столичного образования. К 2012 году пилотный проект развития столичного образования уже шел семимильными шагами, а мы все раскачивались, размышляли. Педагоги всегда немного консервативны, к концу 2012 года присоединение гимназии № 1588 обсуждалось как один из приоритетных вариантов развития, но в итоге мы опять ничего не решили.

При этом вы получали гораздо большее финансирование, чем школы, участвующие в пилоте.

– Да, мы жили по старой системе градации, когда школы, гимназии, интернаты – все получали разное финансирование. А когда пилотный этап закончился, мы вернулись к прежним «допилотным» коэффициентам. В итоге потеряли в финансировании почти в пять раз и остались у разбитого корыта. О такой перспективе я предупреждал педколлектив много раз. Противники реорганизации до сих пор говорят, мол, вариант объединения неплохой, но стоит над ним еще подумать. Я, как администратор, считаю ресурсы и понимаю: если б мы и дальше думали, завтра мне нечем было бы платить зарплату.

Кроме реорганизации не было других вариантов? К примеру, вы же получаете немалые средства по госгрантам.

– И они нас немного прикрыли. У нас есть и так называемый внебюджет. В отличие от большинства моих коллег-директоров я под ним понимаю в первую очередь не плату родителей, а поиск фондов, спонсоров, которые дают средства под конкретные мероприятия. Но школа – это не бизнес-проект, тут мы все солидарны. В то же время бюджет дает нам все, что может, в текущем правовом поле. Нам ни в чем не отказывают. Но новый закон об образовании четко говорит, что является обязанностью государства – это базис, стандарт. С допуслугами же другая ситуация. А у нас их очень много – есть интернат со спальными корпусами, школа второй половины дня. Есть разветвленная система допобразования – это не только кружковая работа, но и образовательные нагрузки, которые одаренные мотивированные дети выбирают для углубленного изучения предметов. Индивидуальный учебный план для каждого ребенка довольно обширен. И это гораздо больше, чем базис, который государство обязано оплачивать. Для нас эта часть работы крайне важна, но на нее сейчас не хватает ресурсов. А объединение даст нам не только субсидии, но и возможность провести оптимизацию, сократить административно-хозяйственные издержки.

Многие опасаются сокращения педколлективов обеих школ.

– Ни в коем случае. Сокращения обслуживающего, административного персонала возможны и логичны. Одна общая бухгалтерия вместо двух уже существенно упрощает жизнь. Но я не собираюсь терять педагогов, их работа с детьми дает нам гранты, места в рейтингах – мы каждый год входим в Топ-20 столичных школ. Педагоги гимназии нам тоже нужны. Мои коллеги умеют работать с мотивированными детьми, а сумеют ли взаимодействовать с базовыми – вопрос. Не говоря уже о специалистах гимназии, которые работают по допобразованию другого типа, нежели у нас.

Родители учеников «Интеллектуала» боятся, что допобразование в итоге станет таким же дорогим, как и в гимназии.

– У нас действительно много учеников на льготной основе – 43%. Их родителей волнует, что школа начнет брать за услуги очень большие деньги. Вообще финансовые страхи были с обеих сторон. У нас боялись, что придет руководство гимназии, для которой основной источник внебюджета – родители. А там опасались, что мы отберем их деньги и распределим на всех. Ничего этого не будет. У нас допобразование нацелено на углубленное изучение предметов, у них – на качество присмотра, ухода, комфорт детей. Эти две схемы не являются антагонистами. Наоборот, они будут друг друга дополнять.

То есть плата если и будет, то не такая высокая, как боялись?

– Естественно. Часть мы получим грантами, но не все. Более того, закон об образовании все же не игнорирует наши потребности. Там есть пункт о том, что школы для детей, проявивших способности, мотивацию, достижения, должны существовать. И если будет принят подзаконный акт, уверен, в бюджете города найдутся средства и для допподержки многих ведущих школ города по прозрачной схеме. Но если мы боремся за принятие акта, это надо делать системно, в правовом поле, без истерик – обращаясь к депутатам, давая обоснования, ссылки на программы, указы президента.

В итоге как сейчас проходит реорганизация?

– Она началась 25 сентября, и желательный срок завершения – 15 марта. До этого у нас два юрлица начинают сближение, проходят аудит, сверка и проработка документов. К февралю мы подаем новую редакцию уставов с учетом видения обеих школ. Мы взаимодействуем и по допобразованию.

Основная программа тоже должна быть общей. Она разрабатывается?

– В течение учебного года в программе возможны лишь незначительные корректировки. Общий учебный план мы проработаем уже на следующий год, он будет полностью учитывать единство пространств обеих школ.

Все-таки чьи стандарты будут положены в основу общей программы?

– По качеству образования «Интеллектуал» очевидно опережает гимназию, и тут мы будем ориентироваться на наши схемы. А в плане административно-хозяйственных наработок – у гимназии они хороши, можно взять и их опыт.

Но смогут ли гимназические дети успевать за вашими одаренными?

– А кто запрещает оставлять базисные группы для тех, кто не хочет ничего углубленно изучать? Если ребенок хочет и может брать более высокую нагрузку, наработки «Интеллектуала» ему помогут. Если нет, мы готовы учить его по базисному плану. Хотя думаю, посмотрев на тех, кто будет рваться вперед и побеждать, наши новые ученики получат дополнительную мотивацию, многие захотят серьезно развиваться.

В процессе объединения обе школы сохранят свои площади? Не получится ли так, что вас и физически объединят в одно здание?

– Об этом нет и речи. Напротив. Речь идет не о сокращении, а о расширении. Так сложилось, что в гимназии недокомплект, там есть свободные площади. Мы уже попросили у Департамента образования три новые лаборатории для гимназии – по физике, химии, биологии, – аналогичные тем, что есть в «Интеллектуале». Плюс у нас есть возможность добрать туда еще от 100 до 200 учеников. Конечно, не сразу, это должно быть вписано в процесс объединения.

Но как раз этого и боятся родители. Что одаренные дети «потеряются» в массовости.

– Две школы по 300 детей, – это не массовость, даже если в одной из них будет 500. В учебных группах останется по 15 человек, не больше. Мы намерены расширять работу с одаренными детьми. И при этом, надеюсь, уже не будем смотреться маленькой школой с большим снобизмом. Чтобы не стоять на месте, надо очень быстро бежать. А иначе мы потихоньку спечемся в своем замкнутом мирке, будем терять в рейтингах, станем средней школой. «Закукливание» опасно, а любое взаимодействие дает толчок к развитию. Тем более что по мере того, как мы знакомимся друг с другом, первый испуг начинает проходить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1492
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3843
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2151
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2418

Другие новости