Парад ретро-троллейбусов, посвященный 81-й годовщине со дня открытия первой столичной троллейбусной линии, прошел по улицам Москвы 15 ноября. Колонна начала движение в 12.00 от остановки «Белорусский вокзал» на Ленинградском проспекте (дублер) и проследовала без остановок по Тверской улице, через Театральную площадь, по Кремлевской набережной, улице Новый Арбат и Кутузовскому проспекту. Финишировали машины в Филевском автобусно-троллейбусном парке на улице Дениса Давыдова.
В параде принимали участие пять троллейбусов-участников - экспонаты музея наземного городского пассажирского транспорта, в разные времена работавшие на московских маршрутах, а также образцы другой техники тех времен. Среди них – легковые машины ГАИ – ВАЗ 2101, Москвич 408 и ГАЗ-24 в традиционной канареечной сине-желтой раскраске, а также ГАЗ 21, ГАЗ 93, ЗИС 150 и 151 и МАЗ 200.
Интересно, что первый троллейбус в СССР появился в 1933 году, и даже во время Великой Отечественной войны находился в эксплуатации в городах тыла, таких как Киров, Одесса, Баку. Считалось, что троллейбус — это большой шаг вперед по сравнению с трамваями, в том числе по своей мобильности, и поэтому руководство страны поощряло активное развитие троллейбусного парка.
МТБ-82Д 1954 года выпуска. До войны единственным заводом, производившим троллейбусы, был завод в Ярославле, но во время ВОВ его перепрофилировали на военную технику, так что после войны пришлось начинать все сначала.
В этот раз производство троллейбусов запустили в Тушино на заводе авиационной промышленности №82. Именно по номеру завода и получил свое название троллейбус МТБ-82Д. МТБ расшифровывается как «Московский троллейбус». Изначально кузов МТБ повторял кузов довоенного ЯТБ (Ярославского троллейбуса), но позже некоторые изменения внесли во внешность (если выражаться просто, то раньше морда у троллейбуса была «утюгом», а затем ее спрямили, позаимствовав у американского автобуса GM 1940 года, а сам кузов стали делать из алюминия. Так появилась модификация МТБ82Д, которую вы видите на фотографии. Затем производство перевели в г.Энгельс, где производили до 320 машин в год.
СВАРЗ ТБЭС-ВСХВ (1957 г.в.). Особая серия троллейбусов, созданная для обслуживания посетителей ВСХВ – Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (позднее – ВДНХ). На территории выставки в 207 га была создана специальная троллейбусная кольцевая линия длиной 9,5 км, имевшая в плане форму подковы и разворотные кольца по обе стороны от главного входа. Здесь и работали специально изготовленные троллейбусы МТБ-ВСХВ, сделанные на заводе имени Урицкого на базе модели МТБ-82Д - с несколько увеличенными окнами салона, дополнительными огоньками по бортам и литыми украшениями. Первая партия этих троллейбусов прибыла в августе 1954 года, но они оказались морально устаревшими, и тогда Сокольнический вагоноремонтный завод (СВАРЗ) получил задание на производство новой линии. Под руководством главного конструктора В. В. Строганова был создан "Троллейбус для ВСХВ". Это была совершенно новая модель с необычными техническими и дизайнерскими решениями. Так, например, роль боковых стекол выполняли прозрачные пластиковые шторки, которые поднимались вверх под остекление крыши.
На лобовой части кузова размещалась огромная эмблема ВСХВ. Внутри были установлены велюровые сидения, в проходе лежала ковровая дорожка, а сзади было вмонтировано зеркало. В серию первый троллейбус пошел в 1956 году. Собственно, аббревиатура ТБЭС расшифровывается как «троллейбус экскурсионный сокольнический».
СВАРЗ - МТБЭС (1963 г.в.). Тот же ТБЭС, только «Модернизированный». Это уже городской вариант троллейбуса, и в связи с городскими маршрутами – модернизированный. Салон был уже остеклен, отказались от пластиковых подъемных стекол, заменив их обычными, меньшего размера. Исчезла эмблема ВСХВ, упростился салон: убрали зеркала и ковровую дорожку, сиденья обшили кожзамом.
Появился пневмоусилитель руля, фары перенесли с бампера на кузов, а на бампер установили поворотники.
ЗиУ-5 (1961 г.в.). ЗиУ расшифровывается как «Завод имени Урицкого», который находился в г.Энгельсе Саратовской области. Кстати, сейчас это производство до сих пор функционирует и называется «Тролза» - наверняка, вы видели эту надпись, в том числе, на московских городских троллейбусах.
Серийный выпуск ЗиУ-5 начался в 1959 году, а через 2 года полностью заместил МТБ-82. Это был весьма передовой проект с большим количеством интересных технологических решений. Здесь впервые был применен несущий кузов, электрические цепи разделены на низковольтные и высоковольтные.
Для удобства пассажиров увеличили двери – чтобы быстрее производить посадку и высадку, увеличили объем задней площадки, расширили центральный проход. Улучшили и рабочее место водителя, увеличили площадь остекления для лучшего обзора, многие ручные устройства заменили на электрические аналоги.
ЗиУ-5 – один из самых массовых троллейбусов, всего было выпущено более 16 000 экземпляров. Кстати, и проработали они на маршрутах очень долго – в Ленинграде, например, вплоть до 1994 года.
Кстати, любопытный факт: эти троллейбусы поставлялись также и на экспорт – например, в Венгрию и Колумбию, а электрооборудование со списанных ЗиУ-5 в Венгрии устанавливалось на первые экземпляры венгерских троллейбусов Икарус.
ЗиУ-9 (1980 г.в.). Этот троллейбус хорошо знаком практически всем современным горожанам, т.к. до сих пор еще находится в эксплуатации. ЗиУ-9 сменил собой ЗиУ-5. В промежутке еще был разработан ЗиУ-7, но он, в силу определенных причин, в серию так и не пошел. В 1971 году был успешно построен прототип ЗиУ-9, и в том же году был начат серийный выпуск модели. Кстати, вторым названием троллейбуса был ЗиУ-682 (маркировку изменили в связи с требованиями отраслевого классификатора). Новая модель имела ряд преимуществ в производственном и технологическом плане, поэтому с 1972 года вместо ЗиУ-5 был налажен выпуск новой модели.
Внешне многие элементы были заимствованы у зарубежных машин фирм MAN и Chausson. Некоторые технологические решения также были позаимствованы. Например, троллейбус получил сварной стальной корпус (вместо клепанного алюминиевого) и пневмоподвеску без рессор. Задняя площадка была занижена на одну ступеньку для удобства загрузки, в том числе и колясок. В крыше сделали люки для вентиляции, а окна оборудовали форточками.
В 1976 году появилась следующая модификация. Сократили число потолочных люков, число светильников и уменьшили количество форточек. Также изменилась конструкция подвески. Следующее существенное изменение произошло уже в 1984 году.
К 2010 году производитель, который теперь именуется ЗАО «Тролза» предлагал 6 серийных модификаций, но с 2012 выпуск был фактически прекращен в связи с отсутствием спроса, но до сих пор находится в эксплуатации.
ЗиУ-9 был самым многочисленным троллейбусом в мире. Всего выпустили свыше 40 000 экземпляров. А во времена СССР он экспортировался в Болгарию, Югославию, Венгрию, Румынию, Финляндию, Польшу, Грецию, Аргентину, Колумбию, Монголию. Что любопытно, эти троллейбусы проделали и обратный путь: в 2002 году в некоторые города России вернулась партия этих троллейбусов из Венгрии и Сербии.