0
4796
Газета Москва Интернет-версия

23.10.2022 17:45:00

В Москве создают промышленность инновационного типа

Городские компании рассчитывают занять лидирующие позиции в автомобилестроении, фармацевтике, производстве продуктов и строительных материалов

Тэги: москва, промышленность, инновации, инвестиции, московские бренды

Все статьи по теме "Санкционные войны"

москва, промышленность, инновации, инвестиции, московские бренды Товары под брендом «Сделано в Москве» путешественники уже могут покупать в столичных аэропортах. Фото агентства «Москва»

Санкционное давление на РФ и уход с российского рынка части крупных мировых брендов привели к тому, что количество предприятий в Москве выросло на 20%. Несмотря на экономическую турбулентность, столица РФ остается крупным промышленным центром страны и одним из крупнейших мегаполисов-экспортеров мира.

В Москве сейчас действует примерно 14 тыс. предприятий. Мнение некоторых россиян о том, что российская столица «не промышленный город», – заблуждение. «700 тыс. работающих, около 14 тыс. предприятий: фармацевтика, пищевая, авиационное, космическое строительство, автомобилестроение, микроэлектроника», – заявил на днях мэр Сергей Собянин, отметив, что мегаполис – «номер один в обрабатывающей промышленности». Слова градоначальника подтверждал стенд «Сделано в Москве» на экспортном форуме «Сделано в России», проходившем в Центральном выставочном зале Манежа 20–22 октября.

По данным градоначальника, за восемь месяцев 2022 года инвестиции в промышленность практически удвоились. «Малые, крупные предприятия, АПК и так далее – все дает такую общую динамику. Количество предприятий стало не меньше после того, как ушли определенные бренды, а стало на 20% больше», – сказал Собянин, который осматривал столичный стенд вместе с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным.

В Москве действует около 14 тыс. компаний-экспортеров, что составляет примерно 21,4% от общего числа экспортеров России. По информации городских властей, совокупный экспорт московских товаров и услуг по результатам 2021 года составил 17,4 трлн руб., в том числе 15,3 трлн руб. – экспорт товаров и 2,1 трлн руб. – экспорт услуг. Это позволило российской столице занять четвертое место по объемам экспорта среди крупнейших городов мира.

Промышленность века информационных технологий

Глава российского мегаполиса объяснил укрепление промышленности действием федеральных и региональных мер поддержки и существующим спросом на импортозамещение. Причем перспективы перед городскими компаниями обозначаются амбиционные. Например, им под силу занять лидирующие позиции в сфере пищевой промышленности, автомобилестроения, в производстве строительных материалов. Москва также в ближайшие пять лет выйдет на первое место в сфере фармацевтического производства, это позволят сделать четыре крупнейших завода, которые строятся в рамках офсетных сделок. «Сегодня больше десятка офсетных крупных сделок, из них ключевые – это фармацевтика», – добавил Сергей Собянин. Напомним, офсетные контракты – долгосрочные договоры поставки со встречными обязательствами: инвестор запускает в мегаполисе новое производство, а городские власти гарантируют, что несколько лет будут покупать производимую продукцию.

Сейчас в Москве идет строительство 14 крупных пищевых предприятий. «За красивым таким местом или живописно оформленными улицами скрывается современное технологичное, экологичное производство, – отметил Михаил Мишустин. – В этом смысле то, что вы локализуете очень такие непростые, технологически сложные элементы, связанные с развитием направлений промышленности, электротранспортом, как вы сказали, чтобы стать основным кластером по производству, во многом в электротранспорте, это просто не может не радовать».

Большинство компаний, работающих в Москве, – 12 264 – представители малого и среднего предпринимательства, и они составляют 20,3% малых и средних предприятий-экспортеров России. Еще одной особенностью московского экспорта является то, что 60% в нем – высокотехнологичная продукция. В частности, объем экспорта электроники и продуктов информационных технологий в 2021 году показал прирост на 22% к 2020 году и составил 496,0 млрд руб., а в медицине и фармацевтике вырос в 3,7 раза – до 136,1 млрд руб.

Как отмечают специалисты, хорошие перспективы для экспорта есть у продукции московской креативной индустрии. Эта отрасль обеспечивает высокую скорость выхода продукции на новые рынки за счет отсутствия необходимости получать сертификаты и адаптировать производство. Лидерами экспорта среди креативных индустрий являются анимация и игры, а самым быстрорастущим сегментом в индустрии видеоигр является киберспорт. Сейчас объем рынка видеоигр в мире составляет 191 млрд долл., из которых 2,59 млрд долл. приходится на РФ, так что перспективы роста есть.

Столичные бренды действуют сообща

Городские власти активно поддерживают экспортно ориентированные предприятия. Например, в столице действуют Московский экспортный центр, центр «Моспром», компаниям предлагают участвовать в акселерационных программах, получать субсидии и гранты, а также льготные займы и иные меры. В 2022 году «Моспром» для развития внешнеэкономической деятельности города и увеличения экспортных показателей предприятий организовал более 20 зарубежных байерских мероприятий и провел свыше 1500 целевых переговоров с потенциальными покупателями из 25 стран мира. Более 1000 предпринимателей смогли получить помощь при размещении и продвижении продукции на 28 зарубежных маркетплейсах.

Один из примеров поддержки – программа «Сделано в Москве», ранее нацеленная на продвижение товаров на зарубежных рынках, а теперь ориентирующаяся на увеличение продаж и внутри страны. Она позволяет продвигать более 5000 товаров от 250 брендов. В форуме «Сделано в России» в нынешнем году участвовало более 50 регионов России, свыше 50 стран, а стенд «Сделано в Москве» позволял получить информацию о более чем 100 столичных брендах. Здесь были представлены беспилотные летательные аппараты, роботы, ортезы, детские товары, косметика, продукты питания.

Как уже сообщала «Независимая газета», программа «Сделано в Москве» состоит из нескольких направлений. Во-первых, ее участники могут продвигать свой бренд и свою продукцию на платформе «Сделановмоскве.рф». На ней покупатели могут познакомиться с товарами и потом купить их на сайтах производителей или маркетплейсах. Это позволяет городу продвигать продукцию через существующие каналы продаж и действующие торговые площадки, не конкурируя с ними. С момента запуска портала его посетило более 200 тыс. пользователей, на платформе продвигаются товары более 250 брендов. Во-вторых, производители могут использовать зонтичный бренд и логотип «Сделано в Москве» и продвигать свои товары с помощью онлайн- и офлайн-рекламы, участия в городских ярмарках и фестивалях, публикациях в СМИ, при помощи размещения товаров в специализированных магазинах на крупнейших маркетплейсах и многих других инструментов. В-четвертых, город организует совместные проекты с крупными маркетплейсами, такими как OZON и Wildberries, а в перспективе и с другими участниками рынка. В-пятых, проект формирует культуру «экономического патриотизма» потребления отечественных, московских товаров. Представители компаний отмечают, что участие в программе позволило им увеличить продажи на 10%.

По итогам 2021 года рост промышленного производства в Москве составил беспрецедентные 37,3%. Особенно активно увеличивается несырьевой неэнергетический экспорт, объем которого в 2021 году составил 2,5 трлн руб. (на 26% больше результата 2020 года). Предполагается, что к 2030 году он увеличится до 3,4 трлн руб. Более 60% экспортируемых из Москвы продуктов в структуре несырьевого неэнергетического экспорта – высокотехнологичные. По мнению экспертов, большим экспортным потенциалом в Москве обладают сфера информационных технологий, медицина, фармацевтика и другие отрасли промышленности. Так, объем экспорта электроники и IT в 2021 году продемонстрировал прирост на 22% к 2020 году, составив 496,0 млрд руб., а экспорт в сфере медицины и фармацевтики вырос в 3,7 раза – до 136,1 млрд руб.

Крайне важны для поддержки бизнеса акселерационные программы. С 2019 года в столице начали действовать 23 потока акселераторов, в рамках которых более 500 предпринимателей получили софинансирование до 90% стоимости участия. Представители компаний могут посетить вебинары и семинары Московской школы экспортера, организовавшей более 600 занятий для 24,5 тыс. участников. Специальный Telegram-канал «Москва Международная» ежедневно публикует сведения об изменении законодательства, экспертную аналитику, а также запросы иностранных покупателей, что помогает компаниям получать актуальную информацию по практическим аспектам внешнеэкономической деятельности.

У городских властей есть и успешный опыт выведения московских брендов в ретейл-сети Китая. В частности, 40 косметических и пищевых брендов были отобраны для размещения на площадке Russian Commodities Pavillion в Чэнду и супермаркетах Шанхая, где смогли реализовать свою продукцию как в B2B, так и в B2C-формате. Менее чем за год компании смогли заключить контракты на 530 млн руб. А 557 компаний получили финансовую помощь в виде субсидий и грантов на экспортную деятельность. Кроме того, на развитие экспорта столичные компании могут получить также льготные займы от Московского фонда поддержки промышленности и предпринимательства по ставке ниже банковской.

Весь набор средств и мер привел к тому, что примерно 1500 предприятий смогли расширить свое присутствие на внешних рынках. Среди них более 200 IT-компаний, воспользовавшихся различными форматами поддержки, от продвижения на маркетплейсах до участия в выставках. И нынешний сезон для экспортеров еще не закончен, в ноябре Москва поддержит анимационные и киностудии на крупнейшем кинорынке Film Bazaar, который пройдет на Гоа, в Индии. До конца текущего года состоится 32 различных мероприятия, нацеленные на продвижение столичных товаров и услуг под брендом Made in Moscow на зарубежных рынках. 


Читайте также


Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Татьяна Астафьева

В столице активно модернизируют клиники и амбулатории

0
159
Словакия готова принимать узбекских трудовых мигрантов

Словакия готова принимать узбекских трудовых мигрантов

Виктория Панфилова

Ташкент и Братислава подняли партнерство на стратегический уровень

0
1277
Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Елена Крапчатова

Московские власти поддержали инициативу Российской академии наук об установке мемориальной доски на доме знаменитого ученого

0
849
На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

Елена Крапчатова

Выставка представила своим посетителям специальный pet-frendly гид

0
1187

Другие новости