0
11989
Газета Москва Интернет-версия

25.11.2024 18:15:00

В Москве увековечили память знаменитого советского баса Марка Рейзена

На "доме артистов Большого театра" в Брюсовом переулке установлена еще одна мемориальная доска

Тэги: москва, брюсовский переулок, мемориальная доска, советский бас и педагог марк райзен


227-2-1480.jpg
В церемонии открытия мемориальной доски
кроме потомков артиста, в числе которых
была его внучка Ольга Рейзен, участвовал
также председатель госкорпорации
развития «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов. 
Фото Романа Каширина
В Москве на доме 7 в Брюсовом переулке открыта мемориальная доска в память о знаменитом советском басе и педагоге Марке Рейзене. Народный артист СССР, лауреат трех Сталинских премий I степени, кавалер трех орденов Ленина воспитал несколько поколений артистов и внес огромный вклад в развитие отечественного певческого искусства. Мемориальная доска была установлена на фасаде дома, в котором много лет жили Рейзен и еще целый ряд знаменитых деятелей культуры советского времени.

Марк Осипович Рейзен родился в 1895 году в Бахмутском уезде (сейчас это территория Донецкой народной республики). Молодость будущего артиста пришлась на тяжелые для страны годы – он был мобилизован на Первую мировую войну, в ходе боевых действий получил два Георгиевских креста, не раз был ранен и контужен. Потом учился в Харьковской консерватории, стал солистом Русской государственной оперы в Харькове (1921–1925), затем Ленинградского государственного академического театра оперы и балета (1925–1930), а потом и Большого театра в Москве (1930–1954). На главной оперной сцене страны он исполнял 13 оперных партий, воплотив немало образов, среди которых Руслан и Фарлаф, Базилио, Мефистофель, Нилаканта, Мельник, Галицкий, Гремин, Иван Грозный. Уникальное явление – в последний раз Рейзен выступил в Большом театре на своем 90-летии в 1985 году, исполнив партию Гремина в спектакле «Евгений Онегин». Он попал в Книгу рекордов Гиннесса, став старейшим действующим оперным певцом в мире.

Артист ушел из жизни в 1992 году 25 декабря. Спустя 32 года на доме, в котором он жил, открыта мемориальная доска. Она изображает Марка Рейзена после концерта. «Авторский коллектив в составе скульптора Ирины Макаровой и архитектора Максима Батаева, который создал мемориальную доску, очень чутко передал момент взаимодействия артиста со зрителем со сцены во время завершения выступления», – отмечает начальник Управления специальных городских объектов Департамента культурного наследия Москвы Антон Курносов. «Марк Осипович представлен, как будто бы после выступления смотрит на зрителей. Часто он перевоплощался на сцене, был не только певцом, но еще и актером. И очень это хотелось передать», – отметила Ирина Макарова. Мемориальная доска отлита из бронзы, ее вес составил около 137 кг.

Дом 7 в Брюсовом переулке, известный в Москве как «дом артистов Большого театра», был построен при участии знаменитого советского архитектора Алексея Щусева. Недавно здание было полностью отреставрировано за счет городского бюджета. Кроме Рейзена в этом доме жили и работали многие знаменитые артисты и деятели культуры советского времени. В память о некоторых на фасаде уже установлены мемориальные доски. Они, наапример, напоминают о том, что в там жил народный художник СССР академик Федор Федоровский, народный артист СССР артист балета Алексей Ермолаев, народный артист СССР дирижер Николай Голованов и другие.

Внучка Марка Рейзена Ольга Рейзен на церемонии открытия мемориальной доски поблагодарила московские власти и лично мэра Сергея Собянина за необычайную быстроту реакции на ее обращение по поводу увековечивания памяти артиста. «Огромная благодарность Ирине Макаровой и Максиму Батаеву, которые за немыслимое время – за полтора месяца – сделали это чудо, они хотели больше узнать о моем дедушке, исправляли уже готовый глиняный вариант, чтобы все было точно», – отметила она. На памятнике оперный певец в смокинге, поскольку он не любил костюмы. «Он запечатлен в смокинге, в котором выступал, и с бабочкой. Марк Осипович не носил галстуки, а любил именно бабочки, – рассказала Ольга Рейзен. – Он любил надеть бабочку и пойти гулять. Для него это было очень естественно». На доске Марк Рейзен изображен в возрасте своего расцвета, примерно в 40 лет.

Внучка Марка Рейзена отметила, что большой вклад в увековечивание памяти артиста внес председатель государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов. «По переулку проходят люди, они видят мемориальные доски, могут заглянуть в энциклопедию и понять, какой выдающийся человек жил в этом доме. Таким образом они изучают историю, – отметил Шувалов. – Была большая несправедливость, что за 32 года доску не установили. История без памяти ничтожна… Нельзя построить светлое будущее, забыв о своих героях». Шувалов напомнил, что сейчас в том же доме ведется работа по восстановлению вокально-творческого кабинета народной артистки СССР оперной певицы Антонины Неждановой. Она была женой дирижера Николая Голованова. «В этом музее находится музей-квартира Голованова и в скором времени откроется восстановленный вокальный кабинет Антонины Неждановой, – сообщил директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов. – На этом здании много мемориальных досок, но фамилии забываются, и наш долг – напоминать и рассказывать всем, кем были эти выдающиеся люди».

«Марк Осипович был гениальный артист, – говорит директор Музея Большого театра Лидия Харина. – О нем с восторгом писал Владимир Иванович Немирович-Данченко, который называл его продолжателем традиций Шаляпина, достойным преемником басовых исполнителей Большого театра. В 1985 году Рейзен выходил на сцену Большого театра, когда праздновали его 90-летие. Ни один артист не пел в этом возрасте на сцене. Публика ликовала – был необыкновенный восторг, большой праздник для любителей искусства».

По словам заслуженного артиста РФ оперного певца Ильдара Абдразакова, на образы, созданные Марком Рейзеном, и сейчас равняются современные исполнители. «Смотря его видеозаписи, слушая его аудиозаписи, мы учимся. Это звезда, к которой мы тянемся и на которую мы хотим быть похожими», – отметил артист. 


Читайте также


Позади и праздничные застолья, и негласный год натюрморта

Позади и праздничные застолья, и негласный год натюрморта

Анастасия Башкатова

Все истекает соками, источает запахи, привлекает насекомых, кошек и птиц

0
6891
 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2285
Человека все равно жалко

Человека все равно жалко

Евгений Лесин

Новый поэтический сборник Андрея Чемоданова можно не только читать, но и слушать

0
5974
По паспорту!

По паспорту!

О Москве 60–70-х и поэтах-переводчиках

0
1154

Другие новости