Москва предоставляет туристам много возможностей для отдыха и развлечений. Фото Reuters
В московский бюджет поступит около 210 млрд руб. от туристско-экскурсионной деятельности в 2024 году, сообщил мэр столицы Сергей Собянин. Только за новогодние каникулы мегаполис посетили около 7 млн туристов, а вклад туризма в экономику Москвы за праздничные дни года составил 136,8 млрд руб.
Индустрия гостеприимства стала важной частью экономики Москвы. «По прогнозным данным, объем туристско-экскурсионного потребления в 2024 году превысил 1,5 трлн руб. Объем поступлений в бюджет города оценивается в 210 млрд руб.», – отметил Сергей Собянин, по словам которого, ставка на развитие туризма, сделанная столичными властями несколько лет назад, полностью себя оправдывает. «Наша стратегия – полностью соответствует мировым туристическим трендам. Один из них – быстрое принятие решений и онлайн-потребление контента. Подобрать маршрут, найти и забронировать отель и столик в ресторане, купить билет в музей или театр – многие путешественники привыкли все делать онлайн и буквально накануне поездки», – сообщил Собянин.
Одним из драйверов развития туризма для мегаполиса стала московская экосистема RUSSPASS. Она предоставляет путешественникам множество возможностей и позволяет не только найти идеи для поездок, но забронировать гостиницы, купить билеты на поезда и самолеты, заказать столики в ресторанах и выбрать экскурсии. Как сообщала заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина, в 2024 году сервисом Russpass, воспользовались 25,7 млн раз – в 2,5 раза больше, чем в 2023 году.
«Цифра» все больше приходит в музеи и на другие объекты посещения, – констатировал Собянин. – Как показывает практика, использование технологий виртуальной и дополненной реальности увеличивает число туристов примерно на 30%. И наши учреждения активно пользуются этими возможностями».
Отметим, что на минувшие праздники в Москву прибыли 7 млн туристов, что в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. По данным городских властей, российский мегаполис в праздники посещали гости из регионов РФ, а также из Армении, Белоруссии, Индонезии, Казахстана, Китая, ОАЭ, Омана, Саудовской Аравии, Таиланда и других стран. Россияне среди посетителей столицы в целом доминируют, и планируется, что к 2030 году город будет принимать 46 млн жителей других регионов РФ – примерно в 2 раза больше, чем сейчас.
Трех- и четырехзвездочные гостиницы в праздники были загружены в среднем на 90% и больше, по сравнению с прошлым сезоном выручка отелей от продажи номеров в период праздников в среднем увеличилась на 30%. Общий вклад туризма в экономику Москвы за период новогодних праздников составил около 136,8 млрд руб., в бюджет поступило примерно 18,7 млрд руб., что в 1,5 раза больше, чем за прошлый зимний сезон в сопоставимых ценах.
Кроме того, Москва также вписалась в новый мировой тренд – сочетание деловой и культурной программ в рамках бизнес-поездок. «Специализированные форумы, тренинги, выставки и другие подобные мероприятия все чаще проводят в старинных усадьбах, музеях и на других необычных площадках, – заявил мэр. – В этой нише Москва обладает уникальными конкурентными преимуществами, и мы ожидаем, что к 2030 году деловой туризм вырастет больше, чем в два раза, и достигнет 8 млн человек в год».
В ближайшие годы в Москве на ВДНХ планируют открыть комплекс ЭКСПО, который будет очень хорошо подходить для подобного формата деловых мероприятий. Общая площадь комплекса, который объединит два действующих павильона и один новый, составит 240 тыс. кв. м, завершить работы планируется в 2026 году. На ВДНХ создадут пять выставочных залов общей площадью 46,6 тыс. кв. м, два конгресс-зала на 700 и 1000 мест, конгрессно-концертный зал на 2500 мест и 20 конференц-залов вместимостью до 500 мест. Это будет крупнейшая в России площадка для проведения выставок, конференций, концертов и других мероприятий.
Москва также предлагает большие возможности любителям гастрономии – на карте города можно найти тысячи ресторанов и кафе, новые гастрокварталы и кластеры, фермерские ярмарки и рынки. За 10 лет число заведений общепита в мегаполисе увеличилось в два раза и превысило 21,5 тыс. Современные фуд-моллы позволяют туристам не только подкрепиться и попробовать блюда разных кухонь мира, но и хорошо провести время, например, посетить стендап или концерт. Четыре московских заведения вошли в ТОП-5 всероссийской ресторанной премии Wheretoeat.
Кроме того, современные туристы ищут ярких и разнообразных впечатлений. Учитывая и этот тренд, столичные власти организовали масштабные событийные проекты, такие как, например, «Лето в Москве» (его посетили в 2024 году около 38 млн гостей), «Территория будущего. Москва 2030» (12 млн гостей). Большой интерес туристов вызывает и нынешняя «Зима в Москве». Например, одной из самых популярных площадок этого проекта было семейное пространство на Воробьевых горах – за первый месяц работы его посетили более 80 тыс. человек. Всего же в рамках проекта «Зима в Москве» открыто более 1,9 тыс. площадок. Он объединил крупнейшие городские фестивали, такие как «Усадьбы Москвы», «Московское чаепитие», «Город света», «Снег и лед в Москве».
Причем, так же как и во время фестиваля «Лето в Москве», горожане могут совершенно бесплатно забронировать место в одной из площадок и провести там свое мероприятие – мастер-класс, презентацию, лекцию, концерт или выставку-продажу.