Академик Михаил Алфимов: 'РФФИ был и должен остаться независимой от Академии наук структурой и оказывать финансовую поддержку лучшим академическим исследованиям'.
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)
- Михаил Владимирович, насколько для вас было неожиданным распоряжение правительства РФ о вашей досрочной отставке, а фактически - о снятии с поста председателя совета Российского фонда фундаментальных исследований? Кто визировал это распоряжение?
═
- Завизировал этот документ только вице-премьер правительства Борис Сергеевич Алешин. Его не завизировал ни исполняющий обязанности министра промышленности, науки и технологий Андрей Александрович Фурсенко, ни руководители Российской академии наук, как это принято для распоряжений, касающихся РФФИ.
Все началось в сентябре 2003 года. Началось с того, что Академия наук направила в правительство представление, рекомендуя назначить на должность председателя совета РФФИ члена-корреспондента РАН В.Ю. Хомича. Это представление подписал президент РАН Юрий Сергеевич Осипов.
Но несколько недель тому назад Осипов направил еще одно письмо в правительство, в котором подчеркнул, что вопрос о смене руководства РФФИ требует обсуждения, и не нужно сейчас ничего менять. Мне он объяснил, что в этом письме он предлагает пролонгировать полномочия нынешнего совета РФФИ и мое пребывание на посту председателя совета РФФИ. А в оставшийся срок - 1,5 года - принять решение по кандидатуре нового председателя совета фонда.
═
- Все-таки это странно: сначала Юрий Осипов посылает официальный документ в правительство, в котором предлагает сменить руководство двух ведущих российских научных фондов - РФФИ и Российского гуманитарного научного фонда, а полтора месяца спустя меняет свое решение по вашему фонду на диаметрально противоположное┘
═
- Насколько я понимаю, Юрий Сергеевич был абсолютно не информирован о кандидатуре моего преемника. Если бы эта кандидатура была приемлема, я бы и сам к такой смене руководства фонда отнесся спокойно, как и мои коллеги из совета фонда, которые еще 11 ноября, за две недели до моего освобождения от должности, направили письмо председателю правительства РФ Михаилу Касьянову с предложением, аналогичным предложению Юрия Осипова. Это письмо подписали в том числе и два лауреата Нобелевской премии - Жорес Алферов и Виталий Гинзбург.
═
- Кто же он - ваш преемник?
═
- Я его не знаю и до недавних пор о нем ничего не слышал. Если вы зайдете в базу данных Института научной информации США, которая доступна через интернет всем ученым Российской Федерации и которая содержит все публикации ученых во всех значимых научных изданиях мира, то при запросе "В.Ю. Хомич" вы найдете всего одну публикацию за период с 1993 по 2003 год. То есть этот человек практически неизвестен российскому и мировому научному сообществу.
Как только эта кандидатура была предложена на пост председателя совета РФФИ - разгорелись страсти. Я видел, как настойчиво и поспешно пытаются реализовать эту идею. Заинтересованные в моей отставке люди перешагнули через мнение президента РАН, через мнение и.о. министра Андрея Фурсенко. Со мной несколько раз разговаривали в Департаменте науки, образования и культуры правительства РФ и предлагали уйти по собственному желанию досрочно. И все же я до последней минуты надеялся, что предложенная кандидатура настолько очевидно не соответствует масштабу и задачам деятельности РФФИ, что Хомича все-таки не назначат.
═
- Из того, что мне известно, Хомича сильно лоббируют два известных российских ученых, академики, члены президиума РАН - Геннадий Андреевич Месяц и Владимир Евгеньевич Фортов┘
═
- Я бы уточнил. Я точно знаю, В.Ю. Хомича лоббирует Геннадий Андреевич Месяц. С Владимиром Фортовым я не имел конкретного разговора на этот счет. Но Фортов знаком с Хомичем. К тому же Хомич - член-корреспондент по отделению РАН, которым руководит Владимир Фортов, и выбрался в члены-корреспонденты в 2000 году в этом же отделении. Я думаю, что Фортов эту кандидатуру поддерживает или поддерживал на каком-то этапе.
Хомич учился в МФТИ в тот же период, когда там учился и Борис Алешин. Сейчас это в известной мере принято - назначать своих людей на руководящие должности...
В.Ю. Хомич к тому же выходец с Урала - поэтому у него есть связи и с Геннадием Месяцем, который долгое время возглавлял Уральское отделение РАН.
То есть и для Месяца, и для Алешина это лично знакомый человек.
═
- Меня все-таки удивляет скоропалительность такого решения┘
═
- По-видимому, это связано с тем, что наступает новый бюджетный год и делается попытка срочно изменить направления финансирования, которые РФФИ обычно реализует. Когда на фоне всей деятельности, которую курирует Борис Алешин, связанной с реформированием государственного сектора науки, принимается такое спешное решение, невольно приходишь к мысли: может быть, это часть политики реформирования, пока не известная научному сообществу?
Я принимал участие в последнем заседании научно-инновационной комиссии при правительстве РФ (эту комиссию возглавляет вице-премьер Борис Алешин), рассматривающей реформирование государственного сектора науки, но там не обсуждался вопрос реформирования деятельности фонда. Тем не менее распоряжение о моей отставке принято. На должность председателя совета РФФИ назначается человек, который последние десять лет не работает в сфере фундаментальной науки. Следовательно, он просто не может иметь представление о том, во что превратилась российская наука после стольких лет ее непрерывного разрушения.
Я не могу понять и принять это решение правительства..
═
- Ваши коллеги, особенно из руководства РАН, всегда очень обижаются, когда Академию наук обвиняют в клановости. Но то, что вы сейчас рассказываете, - это абсолютные признаки кланового сообщества.
═
- Наука, попав в ситуацию отсутствия финансирования, абсолютного невнимания со стороны власти, ищет свои пути выживания. Идет постоянная борьба за источники финансирования науки. В этой борьбе, естественно, участвуют разные группы ученых, которые придерживаются разных взглядов на будущее российской науки┘ Можно это называть кланами. Но на самом деле это разные точки зрения.
═
- Но ведь по уставу фонда, РФФИ - абсолютно независимая от Российской академии наук структура. Почему же президент РАН Юрий Осипов, члены президиума РАН Геннадий Месяц и Владимир Фортов вдруг решают вашу судьбу как руководителя фонда?
═
- Формально действительно они не имеют никакого отношения к фонду. Будучи руководителем РФФИ, я познакомился с фундаментальными исследованиями, проводимыми в Российской академии наук, государственных университетах и отраслевых НИИ. И сколько бы ни критиковали РАН, я уверен - академия и сегодня остается самым мощным отрядом ученых. Она по-прежнему составляет основу потенциала российской науки. И поэтому руководство РАН вполне оправданно считает, что оно может руководить всей наукой в стране и влиять на государственные фонды поддержки науки. Это объективный фактор, и к мнению РАН прислушиваются.
Многие люди до сих пор считают, что фонд является академической структурой, потому что в сознании людей именно РАН является выразителем научного менталитета России.
Но тем не менее РФФИ был и должен остаться независимой от Российской академии наук структурой, быть партнером Академии наук и оказывать финансовую поддержку лучшим академическим исследованиям.
═
- Мне кажется, что тривиальная цель задуманной реорганизации фондов - над всеми финансовыми кранами поставить своих людей. Только этим я могу объяснить такую скоропалительность и настойчивость в принятии решения по смене руководства РФФИ┘
═
- Я готов изложить несколько возможных объяснений.
Одна гипотеза - правительство хочет более жестко управлять фондом. Но тогда придется не просто поменять руководителя - придется поменять и устав РФФИ.
Если же речь идет о смене ориентации деятельности фонда - допустим, намерении сконцентрировать деятельность РФФИ на поддержке высоких технологий, - тогда, действительно, нельзя оставлять председателем совета фонда академика, всю жизнь занимающегося фундаментальной наукой. Но тогда необходимо сменить и совет фонда, в который всегда входили выдающиеся ученые, также занимающиеся фундаментальной наукой. Придется отказаться от трех тысяч экспертов, являющихся крупными специалистами в различных областях фундаментальной науки. И наконец, отказать в поддержке 50 тысячам российских ученых, ежегодно в течение десяти лет получавших такую поддержку от РФФИ.
А ваше предположение означает, что правительство через десять лет успешной работы фонда отказывается от принципа управления фондом крупными учеными и намерено поручить руководство РФФИ управленцам, не живущим проблемами российской фундаментальной науки.
Однако не следует забывать, что научное сообщество - это элита общества, оно требует к себе отношения достойного и уважительного, и, если этого отношения нет, мы должны об этом говорить.
═
- Бывает, что выдвигается не слишком подходящая кандидатура. Но, насколько я понимаю, у вас нет и ощущения, что это делается хотя бы в рамках единой государственной научно-технической политики?
═
- Нет пока ни одного признака, что это решение связано с достижением каких-то государственных целей. Введение в руководство РФФИ некомпетентного человека - это удар по российской науке в целом. Удар по академии, по вузам, по прикладной науке┘ Удар, который нанесен чиновниками, которые непонятно чем руководствуются.
═
- Что вы собираетесь предпринять дальше?
═
- Руководителем РФФИ я проработал шесть с половиной лет из десяти лет существования фонда. И вот теперь я досрочно освобожден от занимаемой должности без объяснения причин этого решения. Я считаю, что на моем примере ярко проявилось циничное отношение чиновников к российскому ученому. Подобная вседозволенность меня глубоко оскорбила. И я не исключаю для себя возможности выяснения причин своего освобождения в судебном порядке.
Разумеется, без работы я не останусь. Я собираюсь продолжить научную работу в институте Российской академии наук. Однако я буду внимательно следить за ситуацией, складывающейся вокруг РФФИ. И не останусь в стороне, если увижу, что будут делаться попытки изменить направленность работы фонда, увести фонд с поля фундаментальной науки, а также уйти от конкурсных принципов отбора лучших проектов.