25.12.2018 17:43:00

Кем была мать девочки из Денисовой пещеры

Впервые ученым попал в руки ген-микс неандерталки и денисовца

Тэги: антропология, история, неандертальцы, человек

антропология, история, неандертальцы, человек Сванте Паабо расшифровал уже не один геном предков Homo sapiens. Фото с сайта www.eva.mpg.de

Она была прекрасна в своей «продвинутости» по лестнице очеловечивания, а он весьма привлекателен как грубоватый мужлан, встреченный ею в котловине зеленой долины в окрестностях известняковой пещеры. Через сотню тысяч лет пришельцы с запада назовут эту пещеру Денисовой. Так уж получилось, что в этой пещере, расположенной в 150 км от Барнаула, исследователи из новосибирского Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН сделали в начале 1980-х одно из крупнейших в ХХ веке открытий в антропологии.

И вот теперь – новая публикация в журнале Nature. Среди авторов – академик Анатолий Деревянко (директор института), а также профессор Института эволюционной антропологии в Лейпциге Сванте Паабо, которые расшифровали уже несколько геномов гоминид, то есть предков Homo sapiens. Раскопки в культурных слоях, отложившихся за полмиллиона лет в пещере, ведут и сотрудники других научных учреждений.

Не так давно Саманта Браун из Оксфордского университета натолкнулась на довольно большую продолговатую кость, принадлежавшую некогда более примитивному существу, которое она назвала Денни (Denny). Исследовательница пришла к этому выводу на основе анализа состава белка коллагена, сохранившегося на протяжении сотни тысяч лет внутри кости. Через какое-то время Вивиан Слон из Лейпцига нашла весьма «изношенный» молочный зуб, выпавший у девочки 10–12 лет, которая жила в пещере 227–128 тыс. лет назад. Имена Слон и Паабо как раз открывают и замыкают список авторов новой публикации в Nature.

Впервые ученым попал в руки ген-микс неандерталки и денисовца. Раньше это была только гипотеза, основанная на сравнении геномов представителей двух групп, обитавших в Юго-Западной Сибири. В распоряжении ученых были геномы нескольких неандертальцев, обитавших некогда на просторах северной Испании и восточной Бельгии, Германии и Хорватии с Кубанью, а также на Алтае. К сожалению, ДНК из фаланги пальца денисовской девочки и одного из зубов было слишком мало для полноценного «прочтения» (секвенирования). Тем не менее ученые на основании анализа могли сделать вывод о том, что предки денисовцев дошли аж до самой Океании (Папуа – Новой Гвинеи) и что от неандертальцев гены дрейфовали в геном жителей Денисовой пещеры. И вот – прямое доказательство того, что гибридизация видов была на самом деле!

В нашем геноме сохраняется память о некогда свершавшихся на просторах Европы и Азии браках, в результате чего мы унаследовали гены иммунного сопротивления всякого рода напастям, а также цвет волос и глаз. Оценки неандертальского вклада в разные популяции достигают чуть ли не 5%. Неандертальцы вышли из Африки за полмиллиона лет до появления на ее просторах ранних предков современного человека, поэтому в геноме нынешних обитателей Черного континента неандертальских генов нет. У нас же они появились много позже в результате геномных столкновений, происходивших на Ближнем Востоке, в Европе и на просторах Азии.

Теперь вот выяснилось, что такого же рода встречи были и между неандертальцами и денисовцами, плодом чего стала девочка, прожившая в алтайской пещере до 13 лет. Ее матерью была неандерталка, что доказано благодаря прочтению митохондриальной ДНК, обнаруженной в кости. Митохондрии представляют собой клеточные энергостанции, имеющие собственную ДНК, передающуюся с яйцеклетками только по материнской линии.

В одном из номеров Nature за 2013 год Сванте Паабо сообщил о полном прочтении старейшего генома одного из «родственников» Homo sapience – человека гейдельбергского, жившего примерно 400 тыс. лет назад в одной из пещер горного массива Атапуэрка, что к северо-востоку от Мадрида. В пещере археологи нашли яму с костями, среди которых был и череп гейдельбергца.

Сравнение геномов родителей Денни из Денисовой пещеры показало близость ее матери к обитателям пещеры Vindija в Хорватии, а отца с гейдельбергцем из испанской ямы с костями. Интересно также, что геном матери неродственен алтайским неандертальцам, жившим в Денисовой пещере примерно за 30 тыс. лет до нее.

Более ранние пришельцы были из другого геномного «замеса». Датировки костных остатков показывают, что отделение денисовцев от неандертальцев произошло около 400–390 тыс. лет назад. Несходство алтайских неандертальцев, по мнению ученых, связано с волнами миграции из западной Евразии в восточную, начавшейся около 120 тыс. лет назад. Одна из представительниц более поздней волны встретилась с более примитивным – архаичным – мужчиной, в результате чего у нее родилась девочка, кость которой и нашла Саманта Браун, а ДНК которой прочла Вивиан Слон. Так был обнаружен уникальный прямой потомок этого удивительного союза денисовца и неандертальской женщины.