Члены экипажа Алексей Овчинин (Россия) и Ник Хейг (США) перед стартом ракеты-носителя «Союз-ФГ» к МКС. Фото NASA
Международная экспедиция на российском пилотируемом корабле «Союз МС-10», которая отправилась 11 октября с космодрома Байконур на Международную космическую станцию (МКС), закончилась через две минуты в результате аварийного отключения двигателей второй ступени. В составе экипажа были космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин и американец, астронавт NASA Ник Хейг. Экипаж аварийно приземлился в спускаемой капсуле в казахстанской степи, в 25 км от города Жезказган. Все живы и здоровы. Это главное. Но вопросы остаются.
Запуск «Союза МС-10» был мемориальным: посвящен 100-летию со дня образования завода экспериментального машиностроения ракетно-космической корпорации «Энергия», который изготовил корабль. Авария произошла на 122-й секунде полета при отделении боковых блоков первой ступени от центрального блока второй ступени ракеты-носителя. Затем сработал аварийный маяк, корабль разделился на отсеки и выпустил парашют.
Экипаж травм и повреждений не получил. Хотя, по расчетам, экипаж мог испытывать перегрузку до 6 g. (На центрифуге при тренировках космонавтов перегрузка достигает на пике 10–12 g.) В данном случае сомнений не было сразу: причина отказа – на Земле. Эту версию сразу подтвердили и в ракетно-космической отрасли России: «Возможно, из-за плохого крепления при отделении блоков второй ступени один из них мог зацепить центральный блок, чем вызвал аварию».
В космосе с 1961 года побывали 553 человека (по состоянию на 29 мая 2018 года), и каждый 22-й из них погиб. Для сравнения: у первых регулярных воздушных перевозчиков пассажиров в 1927–1928 годах случай гибели был 1:5500, в 1934–1936 годах уже 1:31 000, а у нынешних авиакомпаний – 1:2,5 млн полетов. Один из 33 000 вылетов в современной истребительной авиации заканчивается аварией с гибелью летчика.
«Фактически наша ракетно-космическая система для пилотируемых полетов остается очень надежной, дублированной, – подчеркнул в беседе с «НГ» летчик-космонавт Российской Федерации, член-корреспондент РАН Юрий Батурин. – Надо будет искать причину отказа двигателей. Но тем не менее факт есть факт: ракета «Союз» – наиболее надежная из всех существующих на данный момент в мире». Если после 20-й секунды полет проходит нормально, то после достижения высоты 46 км (это происходит на 115-й секунде) двигательная установка системы аварийного спасения сбрасывается – на этой высоте безопасно сработает парашютная система. Что и произошло 11 октября.
То есть семь секунд отделили нынешнюю ситуацию с аварийным спуском экипажа, когда все остались живы, от более непредсказуемого сценария развития событий.
Как бы там ни было, вопрос о перспективах пилотируемой космонавтики все более настойчиво ставится в политико-экономическую повестку дня.
комментарии(0)