Доказано, что шимпанзе вполне целенаправленно могут изготавливать и применять орудия труда и охоты. Фото Майка Ричи
О сочинениях авторов эпохи Возрождения порой бывает трудно сказать, откуда они черпали информацию для своих рассуждений. Часто они ссылаются на античных историков. Впрочем, последние обычно писали свои трактаты лет через 100, а то и 200 после смерти их героев.
В этом же ряду – байки о киноцефалах, или песьеглавцах, сведения о которых потом отображены в истории о Христофоре Песьеглавом. Он получил это прозвище за то, что перенес Христа (сравни: греч. phoros – несущий).
Жан-Жак Руссо (1712–1778) будто бы полагал, что люди по своей природe миролюбивы, однако некоторые из них «испорчены», коррумпированы обществом, то есть средой. Тем самым он возражал Томасу Гоббсу (1588–1679), прославившемуся сочинением «Левиафан».
Название было почерпнуто Гоббсом из книги Иова, героя которой проглотил то ли гигантский змей, то ли кит – левиафан. Интересно, что автор понятия «социальный контракт» Гоббс был уверен в прямо противоположном, а именно, что человек изначально агрессивен, но общество своим воспитанием смягчило его нрав.
Оба противостоящих друг другу автора жили до Жана Батиста Ламарка (1744–1829) и барона Жоржа Кювье. Именно Кювье высказал предположение о катастрофах, менявших облик планеты и ее органический мир, свидетельством чему – огромные кости вымерших динозавров и саблезубых тигров. Теория получила подтверждение после отыскания следов двух последовательных вымираний «ужасных ящеров». Барон писал явно в пику своему соотечественнику Ламарку, прославившемуся как ботаник, но после этого написавшему «Философию зоологии». В этом сочинении Ламарк первым заявил, что человек скорее всего произошел от шимпанзе, которые уж очень похожи на человека.
Утверждение было весьма спорным для начала ХIХ века. и понадобилось еще полвека, чтобы Грегор Мендель доказал в опытах на горохе стойкость наследственных факторов, независимо от среды проявляющихся во втором поколении неизменными.
Прошел еще век, утвердивший фундаментальную роль макромолекулы наследственности ДНК. Сравнение последовательностей букв-нуклетитодов в ДНК действительно утвердило в начале геномного миллениума наследование нами генома от братьев наших меньших. Была подтверждена долго дебатировавшаяся гипотеза о наличии в прошлом связей между людьми современными и неандертальцами, от которых у нас в геноме сохранилось до 4% общих последовательностей.
Гибриды скорее всего были и между «неандерами» и обитателями Денисовой пещеры на Алтае, свидетельством чему служил геном девочки, родившейся от предков людей двух указанных видов.
Все эти сведения, однако, не разрешают старого спора о первородстве греха агрессивности, проявившейся в убийстве Авеля Каином. Мнение об уникальности человека базируется на том, что он делает орудия, хотя применение камней, палок и веточек давно известно даже у птиц. Но, учат нас антропологи, человек стал делать орудия второго «уровня», то есть обрабатывать одни камни с помощью других, чего не замечено даже у шимпанзе бонобо, геном которых максимально близок к нашему.
Тем не менее более 10 лет назад в Фонголи, что на юго-востоке Сенегала, было отмечено использование живущими там саванными шимпанзе Pan troglodytes verus самых настоящих копий, используемых при охоте на других обезьян – не человекообразных.
Копья, средняя длина которых составляла 63 см, делались из плотных крепких палок, один из концов которых заострялся зубами. Ученые, опубликовавшие свои наблюдения в журнале Current Biology, зафиксировали участие 10 шимпанзе в 22 эпизодах успешной охоты.
Неудивительно после этого, что наши предки, колонизовавшие гигантские просторы Азии, охотились в тропических джунглях на обезьян и крупных белок, чему их, возможно, «научили» еще в Африке шимпанзе.
Вывод о видовом составе добычи был сделан сотрудниками Института науки о человеческой истории германского общества Макса Планка, которым помогали их цейлонские коллеги, указавшие на пещеру Фа-Хьен Лена, что в горах к юго-востоку от Коломбо.
Как в Денисовой и других пещерах на полу Фа-Хьен за 40 тыс. лет скопился почти двухметровый слой отложений, в которых исследователи набрали более 15 тыс. костных фрагментов, зубов и обработанных обитателями пещеры предметов. Обитатели этой пещеры покинули ее всего 4 тыс. лет назад.
Авторы статьи «Специализированная охота Homo sapiens в джунглях 45 тысяч лет назад» указывают, что троглодиты (греч. «ходящие в пещеру») охотились на крупных макак и тропических белок в надежде получить как можно больше мяса. Охотники использовали луки. Был найден также большой клык макаки со следами заточки для придания ему остроты. Отчет об этих находках опубликован в журнале Nature Communications.
Думается, что антропологи сумели развеять заблуждения ученых Возрождения и эпохи барокко относительно природы человека и общества. Геном, а следовательно, и свою охотничью природу мы унаследовали от шимпанзе, а среда и общество…
Последнее, как показали две мировые бойни в XX веке, вполне своими принудительными мерами и пропагандой способно превратить миллионы миролюбивых людей в самых настоящих монстров, которые и не снились органическому миру.
комментарии(0)