08.10.2019 18:45:00

России необходим лунный общественный договор

Естественный спутник Земли как новая точка опоры для космической экспансии человечества

Сергей Кричевский

Об авторе: Сергей Владимирович Кричевский – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (Москва), космонавт‑испытатель.

Тэги: космонавтика, космос, луна, политика, экономика, лунная программа, лунная гонка

2019‑й – «лунный год» важных дат истории исследований и освоения Луны человечеством, год рождения и реализации новых лунных программ и проектов. Напомню эти даты.

60 лет трех первых и успешных полетов автоматических станций к Луне, которые выполнил СССР: 4 января 1959 года «Луна‑1» (ее имя было «Мечта») пролетела примерно в 6000 км от Луны; 14 сентября «Луна‑2» достигла поверхности естественного спутника Земли; 7 октября «Луна‑3» сделала и передала первые фотографии обратной стороны Луны.

50 лет первой высадки людей на Луну: 20–21 июля 1969 года в рамках американский космический миссии Apollo 11 на поверхность Луны впервые ступил человек – это был астронавт Нил Армстронг, а затем и Базз Олдрин. Это достижение американцев стало апофеозом развернувшейся в 60‑70‑х лунной гонки с участием СССР и США за приоритет в освоении Луны, доставки на нее первого человека и флага страны. Эту гонку выиграли США.

В нашей стране в тот период были разработаны проекты освоения Луны, в том числе лунных баз и поселений, например большой проект «Барминград», который и через полвека является интересным и важным заделом. Увы, до сих пор это только нереализованный проект.

Тем не менее сегодня очевидно, что в движении с Земли в космос человечеству необходима новая точка опоры и новый передний край, которыми закономерно становится Луна. Но существуют различные взгляды на саму возможность освоения человеком космического пространства, развитие и перспективы человека и общества в связи с этим.

Ханна Арендт в философском эссе «Покорение космоса и статус человека» (1963) сделала важный анализ разрушительного влияния покорения космоса на человека и наше будущее. Главный пафос Арендт – в космосе мы как будто избавились от земной природы, расположились вне ее и приближаемся к достижению Архимедовой точки, в которой статус человека перестанет существовать.

Академик Никита Моисеев в 1999‑м после выступления в Политехническом музее Москвы на вопрос автора о дальнейшем освоении космоса человеком, расселении вне Земли ответил, что это затухающий процесс: дальше Луны пребывание человека и его длительная жизнь невозможны. По мнению Моисеева, мы – земные существа, и, чтобы жить в космосе, необходимо стать другими, и это будут уже не люди. Следовательно, далее Луны осваивать космос можно, только используя автоматы. (Здесь не точная цитата, а смысл сказанного. – С.К.)

В 2010 году член‑корреспондент РАН Юрий Батурин и кандидат  физико‑математических наук Олег Доброчеев написали о квазичеловеке в космосе и сделали прогноз о кибернетическом космонавте, который полетит в 2101‑м (то есть осталось подождать 80 лет).

В 2019‑м опубликовано много критических текстов. Их авторы против пилотируемых полетов людей в космос, освоения Луны, прежде всего по экономическим причинам (расточительность, неэффективность). Еще один важный аргумент – негативные последствия для жизни и здоровья людей вне Земли. Дело дошло до того, что стремление к полетам в космос определяют как некую религию, интересную в начале космической эры, а сейчас явно устаревшую.

Таким образом, наше лунное будущее неустойчиво и противоречиво: Луна как новая точка опоры может «перевернуть Землю» и судьбу человека и человечества, стать новой «точкой сборки» (по Кастанеде) и объединения человечества на Земле и в космосе, с использованием принципиально новых технологий открыть окно возможностей и новое пространство для будущего космического человечества. Но может оказаться и пределом для экспансии и эволюции земного человека, спровоцировать катастрофические сценарии разрушения и вырождения «традиционного» человека: после дополнения антропоморфными и полиморфными роботами, киборгами произойдет замена его квазичеловеком, постчеловеком, «кибернетическим бессмертным человеком», «универсальным человеком» и т.п.

Парадоксальная история: Россия как первопроходец в движении к Луне и на Луну в 1959‑м, к сожалению, в 2019‑м утратила позицию мирового лидера и даже не может определиться со своей лунной программой. Она была анонсирована и обещана «граду и миру» Роскосмосом именно в этом году. Причем сначала о ее разработке и оформлении говорили весной, затем пообещали представить летом, потом осенью. Осень заканчивается 30 ноября...

В этом юбилейном «лунном» году луноход «Юйту‑2» КНР успешно бороздит просторы обратной стороны Луны. США активно работают по новой программе «Артемида» с объявленной датой высадки людей на Луну в 2024‑м. Индия сделала важную попытку и достигла Луны, хотя и потерпела неудачу 7 сентября при посадке аппарата «Чандраян‑2» на поверхность, и продолжает исследования с окололунной орбиты. До нее Израиль 11 апреля пытался посадить аппарат «Берешит» на Луну, но он разбился.

А Россия зависла в мечтах, обещаниях и неопределенности, никак не может оформить назревший новый лунный общественный договор и наконец‑то долететь до Луны. Напомню: последний раз мы были на Луне в эпоху СССР, в 1976‑м. Прошло 43 года, то есть формально РФ не имеет новых лунных достижений. Какие варианты?

1. Выйти из затянувшейся «лунной прострации», принять решение и двигаться на Луну.

2. Отказаться от лунной программы вовсе.

3. Отказаться от пилотируемой части программы, от полетов людей на Луну.

Мне представляется, что Россия обречена на участие в лунной гонке, но предстоит сделать выбор лучшего варианта. Зачем нам нужна Луна, чем мы рискуем, что хотим получить от освоения Луны и как сможем это получить? Что приобретем и потеряем без движения на Луну? Эти и другие сложные вопросы предстоит обсуждать и решать России в сотрудничестве с другими странами.

Последним человеком на Луне был астронавт Юджин Сернан (1934‑2017). Он покинул Луну 14 декабря 1972‑го, и с тех пор 47 лет она ждет новых людей...