22.10.2019 21:54:00

Стрела времени. Научный календарь, 2019

Тэги: календарь, даты, история

13-16-2.jpg
Тихо Браге у шестиметрового стенного
квадранта в обсерватории «Ураниборг».
Художник  Н. Маркова. Почтовая открытка
Октябрь

1928 – учрежден Центральный научно‑исследовательский институт геодезии, аэрофотосъемки и картографии.

1959 – Государственная комиссия приняла в постоянную эксплуатацию Иркутскую ГЭС на р. Ангара – первую ГЭС Ангарского каскада.

1960 – произошла авария на стартовой площадке для запуска ракет в СССР. Погиб главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения Неделин и обслуживающий персонал.

1733 – Василий Евдокимович Адодуров (1702–1780) получил звание «адъюнкт высшей математики». Ученик Леонарда Эйлера, получивший столь высокое ученое звание, он был первым «природно русским», появившимся в академии. Дворянский сын, Адодуров учился в Новго­родском духовном училище, затем в Славяно‑греко‑латинской академии, где провел три года. В 1726 году был отправлен в Петербург для обучения в академической гимназии. Уже в 1727-м стал сту­дентом университета, где проявил склонность к изучению иностранных языков, а также математики. В 1729 году начал работу в академической канцелярии, занимался переводами с немец­кого и латинского научных и богословских трудов. В 1736 году именно ему было поручено «осуществлять надзор» за обучением студентов «спасских школ», командированных в Академический университет (среди которых были и Ломоно­сов, и Крашенинников). В дальнейшем он стал известен как вы­дающийся переводчик научной литературы и филолог.

1843 – английский математик лорд Гамильтон, прогуливаясь в Дублине по мосту Брум Бридж, придумал математический аппарат, расширяющий операции трехмерной векторной алгебры для четырехмерных чисел (гиперкомплексные числа с одной действительной и тремя мнимыми компонентами), которые он назвал кватернионами. Сегодня кватернионы используются в системах управления космическими аппаратами, других движущихся объектов, в робототехнике, компьютерной графике, программировании игр и даже в автомобилестроении.

1977 – после внедрения массовой программы вакцинации в 1960‑х годах в мире было зафиксировано последнее документально подтвержденное заболевание натуральной оспой у пациента из Сомали. Через два года Глобальная комиссия по сертификации ликвидации оспы подтвердила факт полной ликвидации этой болезни. Образцы вируса (музейные штаммы) было решено сохранить в ряде крупных вирусологических центров – новосибирском Кольцово (ГНЦ «Вектор»), CDC в Атланте (США).

1863 – в России основано Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. В 1931 году оно вошло в состав Московского общества испытателей природы.

1905 – на заседании экстраординарного Общего собрания большинство высказалось за решение «не допускать размещения войсковых частей и полицейских нарядов в зданиях, принадлежащих Академии наук, а в случае неисполнения генерал‑губернатором этой просьбы подать на него жалобу в Правительственный сенат».

1961 – СССР начал испытания ядерного оружия в космосе.

1978 – в Тихом океане исчез самолет «Сессна‑182» после того, как передал, что его преследуют четыре светящихся оранжевых объекта. Явление наблюдалось на экране радара.

2018 – автоматическая межпланетная станция «Юнона» (Juno, запущена 5 августа 2011 года) в 15‑й раз сблизилась с Юпитером. (Станция проходила вблизи планеты‑гиганта раз в 53,5 дня.) При удалении от планеты «Юнона» смогла сфотографировать ее с уникального ракурса – со стороны Южного полушария. Поэтому ураган на экваторе Юпитера – Большое красное пятно – оказался наверху, над газовым гигантом, что позволило сравнить эту бурю с другими ураганами. В июле 2021 года на 33‑м витке АМС «Юнона» войдет в атмосферу Юпитера и сгорит.

1905 – на основе Московского спиритического кружка возникло Русское спиритуалистическое общество (РСО). В 1906-м стало первым официально зарегистрированным всероссийским объединением отечественных спиритуалистов. РСО, по замыслу его создателей, было призвано максимально сблизить разрозненные оккультные и спиритуалистические группы, в связи с чем оно отличалось максимально инклюзивной идеологической повесткой. Отчасти эта задача была выполнена на I съезде спиритуалистов в 1906 году.

1933 – на базе Газодинамической лаборатории и Московской группы изучения реактивного движения основан Реактивный научно‑исследовательский институт.

Ноябрь

1891 – в Московском математическом обществе Николай Егорович Жуковский выступил с докладом «О парении птиц».

1934 – приказ наркома путей сообщения обязал Калужский машиностроительный завод НКПС выпу­стить в 1935 году «сверхскоростную» автомотрису и обеспечить подготовку их серийного выпуска. Проектное бюро Калужского машиностроительного завода НКПС (по некоторым сведениям, под руко­водством профессора Я.М. Гаккеля) приступило к созданию автомотрис. 2 февраля 1935 года нарком подписывает еще один приказ об обеспечении выпу­ска автомотрис в текущем году, который тем не менее не был выполнен. Опытный поезд, состоящий из моторного и прицепного вагонов, получивший обозначение АП‑1 (автомотриса пригородная № 1), с конструкционной ско­ростью 115 км/ч был готов и передан на испытания лишь в июле 1936 года.

1958 – советские ученые наблюдают вулканическое извержение на Луне.

1484 – папа Римский Иннокентий VIII специальной буллой запретил охоту на ведьм. Судебные процессы над женщинами, заключившими союз с дьяволом, прекратились.

1933 – создан Государственный научно‑исследовательский институт приборостроения.

1939 – в Чикаго (США) был впервые продемонстрирован автомобиль с кондиционером.

1572 – вскоре после захода солнца молодой датский дворянин Тихо Браге разглядывал ночное небо. Прямо над головой он увидел звезду, которая светила ярче всех остальных звезд и которой на этом месте не должно было быть. Браге разбирался в астрономии, а главный принцип аристотелевской философии гласил, что небеса неизменны. Так была открыта первая в Новое время сверхновая звезда, названная «сверхновая Тихо». Именно появление этой сверхновой отмечает начало научной революции.