0
9171
Газета Интернет-версия

10.12.2019 18:53:00

Авиация, созданная в «шараге»

Как академик Андрей Туполев и его коллеги сделали СССР великой крылатой державой

Тэги: авиация, история, туполев


авиация, история, туполев Самолет АНТ-20 («Максим Горький»), созданный А.Н. Туполевым и В.М. Петляковым в 1932 году, был на тот момент самым большим самолетом в мире: площадь его крыла  составляла 486 кв. м, экипаж – 8 человек. А. Бабановский. Открытка, 1977 г.

18 августа 1938 года в СССР отмечали Всесоюзный день авиации. В этот день в «Иллюстрированной газете» была напечатана статья Героя Советского Союза Валерия Чкалова «Сталин и авиация». Знаменитый летчик, два года назад с Георгием Байдуковым и штурманом Александром Беляковым совершивший рекордный беспосадочный перелет в 9374 километра из Москвы на Дальний Восток (56 часов 20 минут), буквально низвергал на читателя поток славословия. «У нас не было авиационной промышленности. Во­оруженные сталинским гением мы создали самую пе­редовую в мире авиацию. Мы стали великой авиацион­ной державой, создателем и творцом нашей авиации является товарищ Сталин – наш лучший друг, учитель и воспитатель бесстрашного племени советских лет­чиков…

Большою любовью Сталин любит храбрых соколов нашей советской авиации. Изо дня в день он воспитывает, он воодушевляет летчиков, малых и боль­ших, рядовых и средних, из которых выйдут будущие герои.

Сталин, летчики, авиация неразрывно связаны друг с другом. Вот почему мы, советские летчики, не нахо­дим в богатом русском языке более глубокого, более теплого слова, чтобы выразить все наши чувства к партии, родине, чем слово СТАЛИН. Вот почему все выдающиеся полеты советских летчиков мы по праву называем полетами по сталинским маршрутам.

Сталин – это олицетворение мудрости и прозорливо­сти, это наша гордость и слава. Сталин – это животво­рящий источник героизма, новаторства, идей и творче­ства. Конструктор создает новый тип самолета – идею машины дал Сталин. Самолет в воздухе. Летчик преодолевает все препятствия, он летит, охвачен­ный неукротимой волей к победе. И он побеждает, ибо трасса его полета была начертана сталинской ру­кой. Величественный и простой образ Сталина окры­ляет летчиков, воспитывает в них смелость и отвагу, концентрированную волю, характер, умение идти на риск. Сильные духом, с непреклонной, сталинской волей, летчики страны социализма в час решающих испытаний делом докажут, на что они способны...»

Один из таких «соколов нашей советской авиации», выдающийся авиаконструктор ХХ века, человек, по существу, создавший ее, отечественную авиацию, Андрей Николаевич Туполев (1888–1972) уже ровно год как был арестован по обвинению в продаже на запад чертежей наших военных самолетов, осужден на 15 лет лагерей и стал заключенным ГУЛАГа.

Впрочем, Чкалов был всего лишь ярким выразителем – как сегодня сказали бы, «медийной персоной» – психологического состояния советского общества. Сразу после ареста Туполева в советской прессе появились статьи с призывами: «На смену вредителю Туполеву встанут 100 тысяч преданных Сталину конструкторов!» Увы, люди, подобные Туполеву, – это единичные экземпляры. Природа не сумела наладить их массовое производство.

Это обстоятельство, а еще цинизм и инстинкт самосохранения подсказали Сталину, Ворошилову, Буденному, что без ученых, конструкторов, инженеров в надвигавшейся войне с Германией им не выжить. Так была придумана особая форма использования труда и талантов заключенных – система особых, закрытых конструкторских бюро при Наркомате внутренних дел, в которых весь технический персонал – заключенные; они и окрестили очень быстро эти бюро «шарагами» («шарашками»).

Жизни в одной из таких шараг посвящена, например, книга Г. Озерова. Шарага эта имела название – «туполевская шарага» (Frankfurt am Main. 2-е изд. «Посев», 1973. 125 с.). Тут надо сказать несколько слов об авторе этой небольшой книжки.

Г. Озеров – это псевдоним известного советского авиаконструктора, заместителя А.Н. Туполева по электрооборудованию, Леонида Львовича Кербера (1903–1993). В 1938 году он был также арестован и отправлен в «туполевскую шарагу». «Мне пришлось прожить в «шараге», созданной Берией вокруг крупнейших русских авиационных специалистов, четыре года, – пишет Кербер. – Согнанных из всех лагерей СССР их в 1938 году привезли в Болшево, в бывшую трудкоммуну ОГПУ, затем перебазировали в Москву в здание КОСОС ЦАГИ (Конструкторский отдел сектора опытного самолетостроения Центрального аэрогидродинамического института) на ул. Радио, а после начала войны отвезли в Омск на завод № 166 НКАП (Народного комиссариата авиационной промышленности). В изложенных ниже записях вымысла нет».

Список авиаконструкторов и специалистов, которых встретил автор книги в столовой «туполевской шараги», впечатляет: «Трудно описать эту встречу и чувства, нахлынувшие на нас… За разными столиками находим: А.Н. Туполева, В.М. Петлякова, В.М. Мясищева, И.Г. Немана, С.П. Королева, А.И. Путилова, В.А. Чижевского, А.М. Черемухина, Д.С. Макарова, Н.И. Вазенкова – одним словом, весь цвет русской национальной авиационной мысли.

Сотни дружеских глаз смотрят в нашу сторону, как бы успокаивая, теперь все будет хорошо. А меня берет оторопь – значит, это правда, значит, все они – арестованы, но ведь это – катастрофа!»

Еще раз вспомним слова из статьи Валерия Чкалова «Сталин и авиация»: «Конструктор создает новый тип самолета – идею машины дал Сталин». Свой рекордный полет по «сталинскому маршруту» Валерий Чкалов и его экипаж совершили как раз на самолете для дальних перелетов АНТ-25, созданном в 1933 году под руководством Туполева... И вот Кербер приводит разговор с Туполевым. «Меня долго держали на Лубянке в одиночке, – рассказывает А.Н. Туполев. – Нет, меня не били, только подолгу держали на стойке, а ведь мне тяжело, я грузный. Стоишь, а следователь бубнит свое: «Пиши, б..., кому ты продал чертежи!? Сколько тебе заплатили? Пиши, не стесняйся, твои дружки Архангельский, Сухой, Петляков, Мясищев давно раскололись и продали тебя. Один ты упорствуешь, колись, самому легче будет».

Знаешь, такой тупой, ограниченный маньяк, долдонит свое, а я стою, ноги болят, глаза закрываются, спать хочется, стою и думаю: кажется, всю жизнь только и делал, что строил для них самолеты, нет, не для них, для своей страны».

Люди, прошедшие через такое физическое и моральное унижение, тем не менее сумели создать самолеты мирового уровня. В ЦКБ-29 работали четыре самостоятельных бюро: В.М. Петляков проектировал высотный истребитель; В.М. Мясищев – дальний высотный бомбардировщик; Т.Л. Томашевич – фронтовой истребитель; А.Н. Туполев – пикирующий фронтовой бомбардировщик (проект 103). Последняя машина станет известна как Ту-2 и будет признана лучшим фронтовым бомбардировщиком Второй мировой войны.

«Это трагедия А.Н. Туполева и его коллег, оказавшихся в «шараге». Они не могли иначе работать над своим любимым делом, как вкладывая всего себя в это дело. Но давало ли это суммарную эффективность? – задается вопросом С. Кирсанов, автор предисловия к книге «Туполевская шарага». – Думаю, что ответ дает сам автор, когда он сообщает, что сотни конструкторов вообще не были разысканы в концентрационных лагерях и не поставлены на работу по специальности…»

После своего освобождения из «шараги» в июле 1941 года (полностью реабилитирован он будет только в 1958 году) А.Н. Туполев будет удостоен всех государственных званий и наград – академик, генерал-полковник-инженер, трижды Герой Социалистического Труда, восемь раз награжденный орденом Ленина… 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Российско-китайский договор – царское дело

Российско-китайский договор – царское дело

Владимир Скосырев

Секретный союз об обороне был заключен в Москве в 1896 году

0
548
Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
3874
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
3546
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
2284

Другие новости