0
5951
Газета Интернет-версия

21.01.2020 19:06:00

Глаголы, которые мы выбираем

Тэги: язык, лингвистика, афазия


язык, лингвистика, афазия Новая методика будет полезна логопедам и нейропсихологам, работающим с пациентами с афазией. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Среди наиболее распространенных симптомов афазии (нарушений речи после поражений мозга, в первую очередь после инсульта) – сложности с поиском слов и построением грамматически правильных предложений. В обоих случаях логопедические занятия часто строятся вокруг работы с глаголом. Глагол – это та часть речи, которая является связующим элементом в предложении и обусловливает его структуру. Например, в предложении «Бабушка вяжет шарф» именно глагол «вяжет» задает основной смысл предложения и определяет, что в нем должны быть названы два аргумента глагола: тот, кто вяжет, и то, что вяжут. Традиционно считается, что при афазии труднее употреблять глаголы с более сложной аргументной структурой. Например, глагол «читать» сложнее, чем глагол «бегать», поскольку имеет, как правило, два аргумента («студент читает статью»), а глагол «бегать» – как правило, лишь один («спортсмен бегает»).

Нейролингвисты из Центра языка и мозга Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Светлана Малютина и Валерия Зеленкова предположили, что, если человек пытается вспомнить одиночный глагол, то более сложная аргументная структура может ему помогать, так как у глагола больше связей с другими словами. Например, глагол «читать» связан и с типичными субъектами этого действия («студент», «школьник», «профессор»), и с его типичными объектами («книгу», «газету», «статью») – и потому его проще вспомнить, чем глагол «бегать», который не сочетается с объектами.

Гипотезу проверили в эксперименте с 40 людьми с афазией, проходящими реабилитацию в Центре патологии речи и нейрореабилитации. Участники эксперимента выполняли два задания (называние глаголов и составление предложений) с 65 глаголами, специально отобранными по теоретической сложности аргументной структуры. Ученые оценивали правильность и время выполнения задания. Ожидания исследователей подтвердились: люди с афазией быстрее и правильнее вспоминали одиночные глаголы, у которых аргументная структура была сложнее. А когда нужно было составить предложение, подтвердилось традиционное представление: глаголы с более сложной аргументной структурой вызывали у участников больше трудностей, поскольку требовали построения более сложной грамматической структуры предложения.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Aphasiology. Они будут полезны логопедам и нейропсихологам, работающим с пациентами с афазией. Если нужно отобрать более простые глаголы для тренировки составления предложений, стоит выбирать глаголы с более простой аргументной структурой (например, «бегать», «сидеть», «загорать»). А для припоминания одиночных глаголов могут оказаться проще глаголы с более сложной аргументной структурой («вязать», «готовить», «смотреть», «читать»). Иными словами, лингвистическая сложность не всегда соответствует когнитивной.

По материалам пресс-службы НИУ ВШЭ


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Дмитрий Тараторин

Аналитики выяснили, какой образ будущего для Белоруссии выбирают ее граждане

0
948
Россияне взяли курс на дополнительное обучение

Россияне взяли курс на дополнительное обучение

Анастасия Башкатова

Опытные работники решили добиваться карьерных успехов психологическими методами

0
3492
Румынский язык заменит в Украине русский...

Румынский язык заменит в Украине русский...

Светлана Гамова

Узбекистан увеличит количество полетов в Китай до 100 в неделю

0
5572
Милая малая моя родина

Милая малая моя родина

Татьяна Бирюкова

Юбилейный сборник литературного объединения «Точки»

0
2174

Другие новости