0
7349
Газета Интернет-версия

12.05.2020 18:01:00

«П» - значит «Полярник»

Драматичная история титульного дома Главного управления Северного морского пути в Москве

Рута Неклесса

Об авторе: Рута Александровна Неклесса – редактор онлайн-версии журнала «Интелрос – Интеллектуальная Россия.

Тэги: смп, северный морской путь, полярник, история, архитектура


смп, северный морской путь, полярник, история, архитектура Современный вид дома «Полярник» в Москве. Фото автора

Многим москвичам хорошо известен Дом полярника (Дом Главсевморпути) на Бульварном кольце (Никитский бульвар, дом 9). Мы расскажем вам о другом доме Главного управления Северного морского пути – о доме РЖСКТ «Полярник» имени Отто Юльевича Шмидта, что находится на Садовом кольце, Садово-Кудринская улица, 14/16. В Центральном городском архиве Москвы после долгих поисков удалось обнаружить наконец архив мастера-архитектора – Ивана Кузьмича Запорожца. Из этих же документов узнаем и точное название этого дома – РЖСКТ (Рабочее жилищно-строительное кооперативное товарищество) «Полярник» имени О.Ю. Шмидта.

Литера, которую видно из космоса

История дома РЖСКТ «Полярник» на Садовом кольце и его архитектора замечательна, загадочна и драматична, как многое из того, что находится в районе Патриарших прудов, воспетых Михаилом Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита». Об этом удивительном доме в медиа практически не говорят, а память о его авторе на долгие годы была предана забвению и профессиональным сообществом, и обычными людьми.

1930-е были временем новаторства и яркого символизма в архитектуре. Институт пчеловодства, к примеру, выстроен в форме пчелы, Театр Советской армии выполнен в виде пятиконечной звезды. Еще один конструктивистский эксперимент – «дом-самолет» на Фрунзенской набережной. Ну а дом для пионеров Арктики выстроен в форме литеры П – причем так, чтобы «инициал» своего дома полярные летчики могли увидеть с высоты птичьего полета. Сегодня монументальная литера П видна даже со спутника. В этой архитектурной криптограмме зашифровано имя дома – «Полярник».

Хранящийся в Центральном государственном архиве Москвы архив архитектора хранит подробный футуристичный проект дома. На его крыше планировалось разместить солярий площадью 850 м, чтобы полярники могли загорать и поправлять свое здоровье, вернувшись из экспедиций. На первых этажах предусматривались большие стеклянные витрины, а на фасаде здания предполагалось воздвигнуть массивные колонны и скульптуры полярников.

Проекту не суждено было воплотиться во всей полноте, однако позже подобные скульптуры появились на знаменитых сталинских высотках, а детали декора воплотились в других зданиях, отличающих эпоху большого сталинского стиля. Иван Запорожец стал одним из тех, кто этот новый «античный» стиль создавал, скрещивая изящность модерна и четкость линий конструктивизма.

Советская «Ост-Индская компания»

Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть, ГУСМП) было создано для народно-хозяйственного освоения Арктики и обеспечения судоходства по Северному морскому пути. Летом-осенью 1932 года экспедиция под руководством Отто Юльевича Шмидта на ледоколе «Сибиряков» впервые прошла Северным морским путем из Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию. По результатам этого похода был подготовлен доклад о возможности использования Северного морского пути для развития промышленности и приполярной инфраструктуры СССР.

Было также предложено создать единую организацию, которая занималась бы не только развитием транспортной системы, но и промышленностью, промыслами, строительством портовых сооружений, организацией постоянно действующих радио- и гидрометеорологических станций, созданием больниц и школ для местного населения. Причем решение предлагалось неординарное, аналогичное предшествующей оргструктуре ГОЭЛРО и будущей – Атомного проекта: отказаться от ориентации на профильные наркоматы из-за опасений, что они не смогут уделять проекту соответствующее внимание и не справятся с задачей. При обсуждении вариантов административного решения Сталин провел любопытную параллель между проектируемой организацией и британской Ост-Индской компанией.

17 декабря 1932 года было образовано Главное управление Северного морского пути при Совете народных комиссаров СССР, а его руководителем назначен О.Ю. Шмидт. В дальнейшем организованы территориальные управления Главсевморпути в Мурманске, Архангельске, Владивостоке, созданы ледокольный и транспортный флоты, в Мурманске построен судоремонтный завод.

СМИ широко освещали научные экспедиции и впечатляющие спасательные операции. Большую известность получила экспедиция на дрейфующей льдине полярной станции «Северный полюс – 1» из четырех человек под командованием Ивана Дмитриевича Папанина, позднее получившего адмиральское звание и ставшего преемником Шмидта. А после успешного завершения авиационной операции по спасению людей с затертого льдами парохода «Челюскин» летчики стали первыми, кто получил звание Героя Советского Союза. В Ленинграде и Минске парки культуры и отдыха стали называться парками Челюскинцев.

Освоение Арктики пропагандировалось как героическое дело большого народно-хозяйственного значения. Первые шаги по организации Северного морского пути воспринимались как подвиг, а возвращавшиеся из экспедиций полярники были окружены таким же ореолом восхищения, как и первые космонавты несколько десятилетий спустя.

Становится понятным, почему в 1932–1933 годах задумали построить для полярников монументальный дом на центральной столичной магистрали – Садовом кольце. Для этого было решено обратиться к мастеру своего дела – архитектору И.К. Запорожцу. Ему и поручили в кратчайшие сроки разработать проект и приступить к строительству архитектурного объекта, в своей полноте видимого лишь с высоты птичьего полета.

Но почему же титульный дом Главного управления Северного морского пути на Садовом кольце и его архитектор оказались забыты? Чтобы прояснить ситуацию, начнем рассказ с известного многим дома Главного управления Северного морского пути на другом кольце столицы – Бульварном (Никитский бульвар, дом 9).

7-15-2350.jpg
 Дом «Полярник». Расположение соляриев.
Проект 1935. Лист 2 из архива И.К. Запорожца
в Музее архитектуры имени Щусева
Дом полярников на Бульварном кольце

Первая бросающаяся в глаза странность. Дом полярников на Никитском бульваре архитектора Евгения Иохелеса называют еще «палаццо», поскольку он построен в мавританском стиле. Так почему же для пионеров Арктики был выбран этот роскошный южный стиль с присущим ему обилием террас, арок, балконов, колонн? Ведь символизм был исключительно важен и характерен для советской эпохи. Достаточно вспомнить монументальные фигуры рабочих и собирателей урожая на московских высотках, величественные панно в московском метро, тематические павильоны ВДНХ. Советский архитектурный стиль почти всегда четко отвечал поставленной задаче, а редкие исключения лишь подтверждают правило или указывают на некие особые обстоятельства.

Интересная деталь. Формально Дом полярников на Бульварном кольце, как и дом «Полярник» на Садовом кольце, выполнен в виде буквы П: основная часть здания в центре и два крыла (флигеля) по бокам. Но если в доме на Садовой-Кудринской удалось добиться симметрии во всех измерениях, то в доме на Никитском бульваре получилось иначе. Если присмотреться к зданию, увидим, что этажность его флигелей асимметрична: в одном из них – пять, в другом – шесть этажей. В чем причина подобных несоответствий?

Дело в том, что здание для полярников на Бульварном кольце не строили с нуля, а пристраивали в 1936–1937 годах к небольшому трехэтажному особняку, который уже более 30 лет находился здесь. Вначале надстроили два этажа, затем – почти симметричный флигель и главную часть здания. Таким образом, основой нового дома для покорителей Арктики послужило дореволюционное строение, которое и продиктовало общий стиль.

Евгений Иохелес прожил долгую счастливую жизнь. Получил Государственную премию СССР за архитектуру новых жилых районов столицы автопрома Тольятти, работал над зданиями из сборного железобетона в московских Черемушках и типовыми сериями комплексной застройки в Архангельске, Владивостоке. Однако именно дом для Главного управления Северного морского пути на Никитском бульваре стал самым известным проектом архитектора за всю его жизнь – фактически зенитом творчества.

Не только «Полярник»

Архитектору дома «Полярник» на Садовом кольце Ивану Запорожцу повезло меньше. Во-первых, память о нем практически утрачена. Во-вторых, Запорожец не получил высоких наград, хотя был талантливым и плодовитым архитектором – мастером своего дела, создававшим здания и в стиле конструктивизма, и в стиле сталинского неоклассицизма.

Иван Кузьмич Запорожец родился 4 июня 1884 года в селе Ишим Томской губернии. В 1904 году поступил в Петербургскую академию художеств, однако в связи с болезнью был вынужден вернуться домой. Через год он поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве на живописное отделение в «звездный» класс В.А. Серова и К.А. Коровина. С 1907 года юный Иван Запорожец работает техником-строителем в ГЖД Московской городской управы. Тогда же начинается архитектурно-строительная практика Запорожца. Он участвует в проектировании и строительстве жилого дома № 3 на Чистопрудном бульваре и трамвайного депо Миусского трамвайного парка.

В 1910 году, за два года до окончания Училища живописи, ваяния и зодчества в Москве, его назначают главным архитектором Гурзуфа в Ялтинской городской управе. Иван Кузьмич проектирует почтамт, детский санаторий, гостиницу, частные дачи (в архиве архитектора сохранился эскизный набросок дачи в стиле модерн, выполненный для заказчицы Левицкой). Кроме того, он строит винные подвалы в Массандре, а в 1913 году даже осуществляет проект реконструкции мечети в Гурзуфе. 30-летний архитектор выполняет проект и ведет наблюдение за строительством там же дачи Коровина. Впоследствии эта дача станет знаменитым Домом творчества Союза художников СССР имени К.А. Коровина. В 1914 году Запорожец становится действительным членом Московского архитектурного общества и переезжает в Ярославль, где проектирует и строит школы, склады, больницы.

Вернувшегося в Москву Ивана Кузьмича в 1917 году избирают в бюро Совета районных дум. После переезда 11 марта 1918 года советского правительства в Москву перед советом была поставлена задача по преобразованию теперь уже столичного города в соответствии с новым рангом. С сентября 1918 года Запорожец – председатель технического совета строительного отдела Моссовета. В его состав входили ведущие архитекторы того времени: И.В. Жолтовский, А.В. Щусев, Ф.О. Шехтель. Архитектор активно участвует в разработке жилья нового типа для граждан, издает сборники типовых проектов малоэтажных зданий, кинотеатров, участвует в конкурсном проектировании Дома Советов в Омске и оперного театра в Минске.

7-15-1350.jpg
Чертеж главного фасада дома «Полярник».
Проект 1935. Лист 6 из архива И.К. Запорожца
в Музее архитектуры имени Щусева
В конце 1924 года Иван Кузьмич переходит на работу в Госплан СССР. Его назначают заместителем председателя строительной секции, затем – главным архитектором и директором Цекомбанка, главным архитектором и руководителем проектной мастерской в Союзгипровнуторге. В 1926–1927 годах Запорожец проектирует жилой дом РЖСКТ «Трудкоопстрой» в Большом Новинском переулке в Москве, Белорусский государственный университет в Минске, а по сути – целый университетский городок с большим количеством зданий, объединенных в единый ансамбль. Одновременно идет работа над проектами санаториев в Хосте и Сочи. И.К. Запорожец заведует отделом сооружений Моссовета, он председатель Особого совещания и строительной политики, разрабатывающий комплексы жилых зданий, Дома Советов, университеты и студенческие городки в столицах союзных республик, оперные театры, Дома творчества и Дома культуры.

В 1930 году Запорожец получает первую премию за конкурсный проект Инсторфа (Торфяной институт) и проектирует гостиницу в Свердловске. К интересным работам Запорожца, заслуживающим внимания историков советской архитектуры, относится проект гигантского жилкомбината Наркомтяжпрома на Дорогомиловской набережной (сейчас набережная Тараса Шевченко, проект осуществлен лишь частично). До 1937 года он разрабатывает еще ряд проектов – кинотеатров, турбазы в Тегенекли.

Любопытный штрих, показывающий масштаб деятельности Запорожца, дает характеристика на него, подписанная председателем правления Московского отделения Союза архитекторов СССР Н.Я. Колли в 1940 году: «Запорожец Иван Кузьмич, будучи заведующим и председателем Коллегии отдела сооружений Моссовета, членом Коллегии центрального жилищно-земельного отдела Моссовета и председателем Особого совещания строительной политики, принимал самое близкое и деятельное участие в разрешении всех архитектурных, хозяйственных и технических вопросов, связанных с поднятием строительства и восстановлением всех видов зданий и сооружений г. Москвы».

Будто зная, что ему предстоит недолгая жизнь, он трудился не покладая рук, его проекты можно найти также на территории бывших республик Советского Союза.

Потерянный и вновь обретенный архив

«Рукописи не горят!» Архив мастера не может пропасть и обязательно должен быть найден.

Татьяна Ивановна Запорожец, дочь архитектора, передала личный архив отца в дар Музею архитектуры имени Щусева в 1987 году. 30 лет спустя мы надеялись найти его и восстановить историческую память об архитекторе, так как, к сожалению, на долгие годы история его жизни и творчества была предана забвению. И вот наконец 19 ноября 2019 года личный архив мастера – коробки, синьки, эскизы, чертежи – обнаружен в недрах МУАРа, где пролежал все эти годы неразобранным и не внесенным в каталог. В архиве – объемистые альбомы, рисунки, эскизные варианты чертежей фасадов нескольких зданий в Москве. Причем пикантная деталь: сегодня они известны как работы других архитекторов... Открылись и некоторые тайны дома 14/16 на Садовой-Кудринской улице РЖСКТ «Полярник» имени О.Ю. Шмидта.

Всего в архиве сохранилось 29 синек и шесть фотографий фасадов, планов, а также два документа Главного управления Северного морского пути от 1938 года. Первый – о том, что с 1 ноября 1937 года строительство дома находится на консервации (строиться же он начал в 1935 году), технадзор осуществляет И.К. Запорожец. Другой документ – ответ на докладную записку архитектора с просьбой освободить от обязанностей автора проекта дома «Полярник» (судя по всему, после определенной коррекции проекта в сторону его упрощения). И наконец, спустя 10 лет, 14 августа 1948 года, И.К. Запорожец пишет письмо по поводу достройки дома РЖСКТ «Полярник» и об отстранении от работы «непрошеных авторов», которые оказались якобы авторами данного проекта.

Дом РЖСКТ «Полярник» им. О.Ю. Шмидта, один из первых «сталинских» домов – уникальный и оригинальный архитектурный комплекс. Монументальное строение возводилось и заселялось каскадным способом, в три очереди, начиная с 1935 года. После завершения строительства каждого модуля архитектурного комплекса «Полярник» в него заселялись жители. Далее, после паузы, строительство продолжалось. Достраивали дом по окончании войны пленные немцы. Именно они возвели финальный аккорд здания – подъезд № 6.

Дом окончательно был сдан уже после окончания Великой Отечественной войны. В итоге представительное восьмиэтажное здание поставлено на Садовом кольце, как говорили, «покоем».

И еще одна любопытная подробность. Рассказывают, что финский гранит, использованный для отделки фасада дома «Полярник», имеет свою историю. Во время Великой Отечественной войны, когда развернулась Битва под Москвой, немцы, опережая события, везли его из Карелии в Москву, планируя поставить в покоренной столице памятник Адольфу Гитлеру. Не получилось. После победы этот гранит был использован для украшения зданий на Тверской улице возле Центрального телеграфа, а также фасада и большой квадратной клумбы дома «Полярник» на Садовом кольце.

Тень судьбы, однако, упала и на эту деталь ансамбля: в 2016 году монументальная клумба перед домом «Полярник» лишилась своих оригинальных облицовочных плит…


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1186
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
401
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
562
Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Виктор Леонидов

Фигура Константина Батюшкова оказалась в тени. И не только для специалистов, но и для миллионов читателей

0
367

Другие новости