08.09.2020 18:06:00

Неандертальцы второй волны

Суровые условия жизни не способствовали размножению, отсюда и высокая вероятность кровосмешения в группах древних людей

Об авторе: Игорь Лалаянц- кандидат биологических наук

Тэги: неандертальцы, эволюция, человек, древние люди

неандертальцы, эволюция, человек, древние люди Дружная большая семья человека неандертальского. Музей неандертальцев в Крапине, Хорватия (The Krapina Neanderthal Museum).  Фото Reuters

В начале февраля 2020 года Институт археологии и этнографии РАН в Новосибирске сообщил о находках в Чагырской пещере останков людей – древних обитателей этой пещеры. Чагырская находится в сотне километров от всемирно известной с некоторых пор Денисовой пещеры на Алтае. Сообщение о своих находках ученые опубликовали в журнале «Труды АН США» (PNAS). Журнал представил данные геномного анализа останков неандертальской женщины, жившей 59–49 тыс. лет назад в Чагырской пещере.

Уникальность представленного анализа связана с тем, что у неандертальской женщины было больше черт геномного сходства с западными неандертальцами, нежели с представителями денисовских неандертальцев. Возраст последних определяется примерно 80–90 тыс. лет, и они еще застали на Алтае денисовцев. Об этом свидетельствует геном 12-летней девочки, родившейся в Денисовой пещере от папы-денисовца и мамы-неандерталки, о чем широко сообщалось в 2018 году.

У неандертальцев второй волны генетики лейпцигского Института эволюционной антропологии отметили высокую активность генов стриатума, или полосатого тела. Оно представляет собой совокупность подкорковых узлов, поражение клеток которых ведет к болезни Паркинсона. В Лейпциге задались вопросом, о каких уникальных функциях неандертальцев говорит указанная экспрессия генов в стриатуме. (Кстати, директор института Сванте Паабо прославился еще до геномной эры выделением ДНК из шкуры вымершего в Египте животного.) Ответить на него пока не представляется возможным. Но выявился и не менее интересный факт.

Дело в том, что геном неандерталки говорит о близком родстве, если не инцесте, ее родителей, которые были либо братом и сестрой, либо отцом/матерью и его/ее ребенком. Российские авторы статьи в PNAS говорили, что суровые условия жизни не способствовали размножению в неандертальских группах, численность которых не превышала 60 человек. Отсюда и высокая вероятность инцеста (от латинского incestus – «нечистый», «нечестивый»).

Люди со времен своих животных предков (уже мыши избегают близкородственного скрещивания) обращали внимание на пагубность последствий рождения детей от единокровок. И тем не менее во все времена и во всех цивилизациях существовала практика близкородственных браков, особенно для «сохранения божественной крови». Достаточно вспомнить Браму, который гонялся за своей дочерью; брак Зевса с сестрой Герой, пагубность которого громовержец компенсировал многочисленными любовницами и партеногенезом. Непорочное рождение Афины непосредственно из головы Зевса – хорошая иллюстрация партеногенеза. В Древнем Египте процветали браки между фараонами и их сестрами-дочерьми, которые заключались с высокого одобрения верховных жрецов (не этим ли объясняется частая смена династий и царств?).

Новейший пример инцеста обнаружили ученые Кембриджа, прочитавшие геномы 44 костных останков, обнаруженных в знаменитом ирландском комплексе Ньюгранж, что к северу от Дублина. Возраст этого захоронения диаметром 85 м и высотой 13 м оценивается в 5200 лет. Известность Ньюгранжу принес коридор длиной около 80 м, который заканчивается тремя погребальными камерами квадратной формы. В день летнего солнцестояния лучи солнца, попадающие в «пассаж», открывающийся на юго-восток, достигают самого его «дна». А в конце коридора древние строители поставили камень с высеченными на нем спиралями.

Генетический анализ показал, что останки мальчика несут геном, явно указывающий на то, что это был плод инцеста (вполне возможно, что и вотивного, то есть в сакральных целях сохранения все той же «крови»). Следствием всего этого было то, что у мальчика выявлен синдром Дауна…

Не могла ли инцест-практика стать одной из причин «смены» неандертальцев Евразии современными людьми?