22.09.2020 18:14:00

Вулкан, убивший республику

Естественно-научные причины исторических процессов нашли подтверждение в гренландских кернах льда

Тэги: человечество, цивилизация, история, кризис

человечество, цивилизация, история, кризис

Исследование льда гренландских кернов выявило следы сильнейшего за последние 2500 лет извержения алеутского вулкана Окмок, которое случилось в начале 43 года. Фото с сайта eastgrip.nbi.ku.dk

Землю все время потрясают природные катаклизмы. По мнению некоторых ученых, в результате одного из таких событий стало гигантское вымирание флоры и фауны Юрского периода. Впрочем, более мелкие динозавры пережили это потрясение, чтобы окончательно вымереть в конце мезозоя. Тогда, примерно 65 млн лет назад, в нашу планету врезался метеорит, оставивший кратер Чиксулуб в море около мексиканского полуострова Юкатан и солидный слой космического иридия.

Падение этого метеорита, как предполагают, вызвало эффект «ядерной зимы», когда в атмосферу планеты поднялось около 15 трлн тонн пепла и сажи, закрывших солнце. Эта «ядерная зима» длилась около 100 тыс. лет. Пережили ее лишь амфибии, которые и сегодня переживают сезонные похолодания, четыре отряда пресмыкающихся, давших, кстати, птиц, и мирно развивавшиеся под динозавровой «сенью» грызуны, у которых, как сообщили минувшим летом, есть ген зимней гибернации – спячки.

Космические катастрофы миновали историческое человечество, которое тем не менее сохранило в анналах легенды об Атлантиде и вполне надежные письменные свидетельства о меньших по масштабам катаклизмах. Взрыв вулкана на острове Тера (Санторин) «засветился» слоем осадка в песках нильской дельты. Европа помнит об ужасном извержении Везувия, похоронившем три города у Неаполитанского залива, чему свидетельство – записи Плиния-младшего. Дошли до Европы и отголоски извержения вулкана на индонезийском острове Кракатау в 1883 году, а четверть века спустя – падения Тунгусского метеорита. Всем памятно нарушившее авиасообщение над всей Европой извержение в 2010 году вулкана в Исландии, длинное имя которого переводится как «Гора льда». Постоянно курятся Авачинская и Ключевская сопки на Камчатке.

Платон и его лучший ученик Аристотель были уверены, что демократия – «власть народа» – всенепременнейшим образом вырождается в олигархию и тиранию. Учившиеся у эллинов римляне перевели демократию в Rex publicus – «царство народа-публики», а тиранию – в «диктатуру». Так и произошло в городе на Тибре, основанном Ромулом и Ремом.

Поначалу в Риме правили цари-«рексы», но после того как благочестивую Лукрецию убил домогавшийся ее Тарквиний, плебс восстал и установил собственную власть с вождями, трибунами, сменявшимися каждый год парой консулов-советников и старейшинами-сенаторами. Но ко времени воинственного и не считавшегося с сенатом Юлия Цезаря республиканская власть «корродировала» по известному принципу «власть развращает». А тут еще и вмешавшийся в ход истории погодный катаклизм, приведший к резкому похолоданию с увлажнением и, как следствие, голоду.

По крайней мере, так считают специалисты Института пустынь (Desert Research Institute) в Рино (шт. Невада, США). Ученые заявили о своей гипотезе статьей в журнале «Труды АН США» (PNAS), в которой представили результаты изучения состава ледяных кернов, взятых в Гренландии и на Северной земле. Было показано, что, начиная с 200 года до н.э., арктическое загрязнение свинцом увеличилось в 250–300 раз. И связано это было с выплавкой… серебра и широким применением свинца для труб римских акведуков. В Вечном городе питьевая вода содержала свинца в 13 раз больше нынешних ПДК.

Недавно ученые Института пустынь представили результаты другого исследования льда гренландских кернов, в котором выявлены следы извержения алеутского вулкана Окмок. Оно случилось в начале 43 года и было сильнейшим за последние 2500 лет. Ветры донесли до Гренландии не только пепел, но и осколки вулканического стекла. Авторы полагают, что похолодание вызвало снижение средней температуры на семь градусов, которое держалось на протяжении как минимум 2–3 лет. Это привело к голоду и гражданской войне.

Не все согласны с такой трактовкой причин исторического развития, но республика, окончание которой связано с убийством Юлия Цезаря, действительно закончилась. После победы над Антонием и Клеопатрой к власти пришел Октавиан («восьмой»), с чего и началась империя. Кунштюк истории в том, что Октавиан восстановил власть трибунов…