23.03.2021 15:50:00

Где коренится причина возникновения разнообразия народов

Солнечная радиация оказалась ни при чем...

Об авторе: Игорь Лалаянц- кандидат биологических наук

Тэги: антропология, биология

антропология, биология Геномный анализ клеток кожи: В – кровь (blood), F – фибробласты, М – меланоциты. Справа (DNA) – анализ клеточной ДНК.

Николая Марра (1864–1934), академика Петербургской академии наук с 1912 года, сначала превозносили за его труд «Новое учение о языке». Но во второй половине 1940-х, то есть уже после смерти Николая Яковлевича, его «яфетическую теорию» происхождения языков разнес в пух и прах почетный академик Иосиф Сталин. Случилось всесоюзное поношение ученого, обращение которого к сыну Ноя, Яфету, назвали «марризм». Отец народов также подготовил книгу, посвященную вопросам языкознания. Черту спорам о библейских сынах подвела известная песенка: «Товарищ Сталин, вы большой ученый, в языкознаньи знаете вы толк…»

Между тем у Ноя-«спокойного» (его заранее предупредили о грядущем потопе и необходимости построить ковчег, чтобы захватить с собой «каждой твари по паре») случилось быть три сына – Сим/Сем, Хам и Яфет/Иафет. В память о последнем отпрыске Ноя академик Николай Марр и назвал свою «яфетическую теорию» языков. Все трое сыновей дали начало семье народов, при этом имена некоторых сохранились и по сей день.

Последний из трех стал отцом-основателем нынешних индоевропейцев. Наследники Хама расселились до самого Куша, что на северо-западе Индии. Они основали Нимрод в верховьях Тигра, породили амореев и соседних с ними филистимлян. Потомство Сима называют семитами.

Сегодня ученые задаются вопросом о механизмах возникновения биоразнообразия, проявляющегося в семье народов, живущих вроде бы в одинаковых условиях. Вполне возможно, что частичный ответ дал ученый из Национального института здоровья (США) Дж. Горденин, опубликовавший результаты своего исследования в журнале PLOS.

Пять лет назад отмечалось 100-летие книги Томаса Моргана «Хромосомная теория наследственности», за которую он получил Нобелевскую премию. Уже к началу 1930-х было известно, что ДНК хромосом имеет цепочное строение, но ей отказывали в праве хранить генетическую информацию еще четверть века. Затем Джеймс Уотсон и Френсис Крик, опираясь на результаты Розалинды Франклин, доказали, что их двуцепочная спираль ДНК может самовоспроизводиться. Френсис Крик определил коды для каждой из аминокислот в протеинах.

После этого стало ясно, что мутации лежат в основе самых разных отклонений от нормы. Изменения могут носить точечный характер в виде замен одной «буквы» ген-кода, вставок и нехваток (делеций). Но обычно вопрос стоит относительно взаимодействия генома и среды.

4-14-3480.jpg
Строение клетки под новым фазовым
микроскопом: желтым цветом показаны
митохондрии; в центре – ядро, фиолетовым –
мембраны эндоплазматической сети.
Иллюстрации Physorg
Горденин решил вывести из рассмотрения такой фактор среды, как воздействие на кожу ультрафиолета солнечного света. У 21 донора-добровольца возрастом от 25 до 79 лет и разного цвета кожи (белых и черных) были взяты образцы кожи. Далее были получены клоны кожных фибробластов и меланоцитов, синтезирующих меланин, определяющий темный цвет. Нюанс подхода заключался в том, что кожу брали с поверхности бедра, прикрытой одеждой от воздействия света.

Анализ показал наличие замен и делений, число которых нарастает с возрастом. На основе этого был сделан вывод о том, что причина изменений коренится в самом геноме и его изменчивой природе. Это важно с точки зрения старения клеток, которые остаются живыми и функционирующими, но из-за изменений в геноме теряют способность делиться.

Естественным результатом старения становится апоптоз (запрограммированная смерть), вызываемый активностью ферментов киназ. В университете бельгийского г. Лувен решили приостановить апоптоз с помощью фотоактивируемых ингибиторов за счет 15-минутного облучения ультрафиолетом. Молекула блокатора под действием ультрафиолета отщепляется, в результате жизнеспособность клеток повышается.