Только с помощью крана можно достать космонавта из гипсовой купели.
17 октября 2021 года благополучно приземлился спускаемый аппарат космического корабля «Союз МС-19». На его борту находились космонавт Олег Новицкий, актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко. Двое последних снимали художественный фильм на борту Международной космической станции (МКС). Впервые в мире. На этот раз космическая техника сработала безупречно, и посадка в степях Казахстана была мягкая.
Мягкость посадки обеспечивалась не только уникальной парашютной системой, надежными амортизационными креслами типа «Казбек-УМ», но и специальными приспособлениями – так называемыми ложементами. Их изготавливают в НПП «Звезда» задолго до старта.
Ложемент – это специальная конструкция, «индивидуально моделированный стеклопластиковый ложемент с пенополиуретановым амортизирующим слоем». Он служит основной частью амортизационного кресла, которое защищает космонавтов от воздействия перегрузок на старте, в полете и при приземлении и обеспечивает их безопасность.
На нерасчетных режимах полета и при ручном приземлении перегрузки могут превышать 10 g, а это значит, что 80-килограммовый космонавт весит в этот момент 800 кг! Поэтому амортизационное кресло и его основной элемент – ложемент позволяет обеспечивать почти 100-процентную безопасность космонавтов на взлете и посадке космического корабля.
Использование в кресле индивидуального ложемента со специальными свойствами позволило существенно увеличить способность человека переносить действующие на него перегрузки. Ложемент позволяет сформировать компактную позу космонавта, сочетающуюся с интерьером кабины и органами управления; относительно равномерно, по большой поверхности, распределить статическое и динамическое давление опоры на тело при действии перегрузок; снизить действующие на космонавта перегрузки и скорости их нарастания за счет деформации ложемента.
Эскизная схема нового космического кресла «Чегет». Фото из архива автора |
Во время заливки космонавта прижимают к ванне, чтобы он не всплывал и под ним не образовывались пустоты. Потом космонавта вынимают, гипс застывает, подгоняют фрезеровкой все трущиеся о тело космонавта места. Затем его снова помещают в эту емкость и делают вторую заливку. После этих операций ложемент с большой точностью повторяет все изгибы и формы тела космонавта.
Затем космонавт облачается в скафандр, снова ложится в стапель, и в гипсе вручную фрезеруются места под шланги системы обеспечения, создаются места крепления под привязные ремни и многое другое. Космонавт расписывается в специальном журнале в том, что он себя чувствует комфортно в ложементе, что на него ничего не давит и ничего не мешает ему работать.
Затем пуансоны заливаются специальным химическим составом (полиуретаном) и помещаются в печь. После термической обработки состав превращается в вещество типа поролона, но более жесткое. При этом получившаяся конструкция повторяет все формы тела космонавта и обеспечивает необходимые амортизационные свойства.
Удовольствие это дорогое, и изготовление такого ложемента занимает примерно два-три месяца. Персональные ложементы делаются не только для российских космонавтов, но и для европейских и американских астронавтов, в том числе и всех отечественных и зарубежных дублеров космонавтов.
Однако техника не стоит на месте. На предприятии АО НПП «Звезда» в рамках создания перспективного пилотируемого транспортного средства сейчас разрабатывают новые кресла для космонавтов. Эти устройства получили кодовое название «Чегет». Главная особенность новых кресел – отсутствие индивидуального ложемента. На кресле установлены системы регулировки по плечам, тазу, росту и длине ног. Это позволяет сохранить достаточно жесткую фиксацию космонавта в кресле. При этом работа в кресле стала более комфортной. Изменено положение космонавта, увеличены углы в коленном и бедренном суставах, что позволяет избегать отеков и неудобств.
В связи с изменением направления вектора перегрузки, действующей на космонавта в кресле «Чегет», предполагается установить два амортизатора, снижающие вертикальные и продольные перегрузки. Макет кресла сейчас находится на стадии эргономических испытаний.
комментарии(0)