Лечение опухоли молочной железы стандартное (слева) и с помощью ретиноидов и затем химиотерапии.
Развитие организма начинается с эмбриональных стволовых клеток (ЭСК), дающих начало клеткам будущих тканей и органов. Формирующийся зародыш имеет два слоя – энто- и эктодерма. Последняя дает нервную трубку, из которой «выселяются» незрелые и активно делящиеся клетки третьего слоя, мезенхимы. Она дает соединительную ткань, коллагеновые волокна, сосуды и сердце, нижний слой кожи с фибробластами. Слово «бласт» в их названии указывает на незрелось и способность делиться. Именно из этих клеток путем манипуляций с генами получают плюрипотентные стволовые клетки, которые по многим признакам очень похожи на ЭСК…
«Мы знаем уже так много о причинах рака, что… необходимо поставить противораковую борьбу на рельсы профилактики». Эти слова сказаны русским ученым Н. Петровым (1876–1964) еще в 1910 году при основании в Петербурге Онкологического института. Увы, природа онкологических заболеваний и механизм их возникновения остаются во многом загадкой для ученых до сих пор. Хотя исследователи активно ищут все новые и новые способы «образумить» (нейтрализовать) взбунтовавшиеся клетки.
При лечении опухолей молочной железы и мозга врачи применяют моноклональные антитела. Их поступлению в мозговую ткань препятствует гематоэнцефалический барьер (ГЭБ, или ВВВ – Blood-Brain Barier). В Университете Торонто для его «преодоления» используют ультразвук. Метод был разработан в 2018 году для лечения болезни Альцгеймера. Ультразвук образует в крови пузырьки, разрушающие соединения между клетками эндотелия, выстилающими монослоем сосуды изнутри.
В последние годы много говорят о внеклеточных пузырьках-везикулах (ECV – Extra-Cellular Vesicles), с помощью которых клетки посылают сигналы друг другу. Вместе с ECV могут передаваться и митохондрии, вырабатывающие АТФ. В Техасском университете Далласа выяснили, что везикулы, перенося митохондрии, защищают сердце от возможного инфаркта.
Лечение опухоли с помощью золотых наночастиц (AU), активированных радиоактивным элементом астат-211. Иллюстрации Physorg |
Не менее интересна и публикация Ракового центра в Сингапуре, специалисты которого предложили делать опухолевые клетки груди менее агрессивными, переводя их из мезенхимального состояния в эпителиальное. То есть в более зрелое состояние. Достигается это с помощью одной производной ретиноевой кислоты, подстегивающей в ходе эмбриогенеза созревание и специализацию клеток. Суть метода становится ясной при расшифровке его аббревиатуры BEXMET – Bexaroten-induced Mesenchimal-Epithelial Transition. После перевода в менее агрессивное состояние более эффективным становится применение моноклональных антител. Авторы полагают, что ими разработана новая концепция лечения опухолей, которая уже применима в клинике.
Еще один метод предложен в Осакском университете. Японские ученые «одевают» золотые наночастицы в полиэтиленгликоль (PEG) для лучшего растворения в крови и лимфе, а затем «нагружают» эти частицы радиоактивным астатом-211. Преимущество такого подхода в том, что частицы для целенаправленной радиотерапии вводятся непосредственно в опухоль.
И все же исследователи и биоинженеры не оставляют надежд определения для иммунотерапий третьего пути, один из вариантов которого описали в Массачусетском технологическом институте. Суть их подхода к стимулированию клеток иммунной системы заключается в воздействии на ДНК. Для этого опухолевые клетки, выделенные из организма, обрабатываются лекарствами, вызывающими повреждение цепей ДНК. Обработанные таким образом клетки вносятся обратно в опухоль, и это вызывает повышенную реакцию главных бойцов иммунного фронта – Т-лимфоцитов. В опытах на мышах удалось полностью избавить животных от опухолей в 40% случаев.
комментарии(0)