Анатолий Торкунов и Алексей Борисов подчеркивают, что неправительственный уровень поддержки деятельности ООН – чрезвычайно важный международный фактор. Фото пресс-службы МГИМО
65 лет назад в нашей стране была учреждена Ассоциация содействия ООН, структура более известная в СССР как некая вспомогательная внешнеполитическая, дипломатическая организация, деятельность которой была практически неведома на внутригосударственном уровне. В 1985 году ситуация изменилась, поступила директива «уделять больше внимания деятельности организации внутри страны, вовлекать молодежь, создать сеть региональных отделений ассоциации». Правопреемником и продолжателем советской Ассоциации содействия ООН стала Российская ассоциация содействия ООН. В 1997 году председателем РАС ООН был избран ректор Московского государственного института международных отношений МИД РФ Анатолий Торкунов. О значении ассоциации, ее функциях, о том, какую поддержку оказывает она своим членам, с заместителем главного редактора «НГ» Андреем ВАГАНОВЫМ беседуют председатель РАС ООН, ректор МГИМО, академик Анатолий ТОРКУНОВ и вице-президент Всемирной федерации ассоциаций содействия ООН (ВФАС ООН) Алексей БОРИСОВ.
– Анатолий Васильевич, Российская ассоциация содействия ООН – что это за организация? В связи с чем она была учреждена, каково ее место во Всемирной федерации ассоциаций содействия ООН (ВФАС ООН)? Почему вообще возникла необходимость параллельно с такой авторитетной организацией, как ООН, учреждать, казалось бы, параллельную ей структуру?
– В памятном для отечественной истории1956 году, в скором времени после ХХ съезда КПСС, положившего начало оттепели и несколько большей открытости страны, была учреждена советская Ассоциация содействия ООН. По образу аналогичных организаций, давно и успешно функционировавших в других странах – членах ООН, и прежде всего в США, помогая продвигать и на международном уровне решать в нужном ключе стратегические задачи этого государства – идеологического и геополитического противника Советского Союза. Вот почему на первых порах деятельность отечественной ассоциации была практически сосредоточена на ее внешнеполитической активности, на расширении диалога по актуальным международным вопросам, через институт американской Ассоциации содействия ООН, с Соединенными Штатами. Этому во многом способствовало и то обстоятельство, что в том же 1956 году советская ассоциация была принята в члены Всемирной федерации ассоциаций содействия ООН.
Кстати, ВФАС ООН, по определению генерального секретаря организации, – это единственная в мире международная институция, деятельность которой на неправительственном уровне целиком и полностью посвящена ООН. Отсюда важность ее миссии, значимость деятельности национальных ассоциаций.
Учредителями нашей организации выступили авторитетные неправительственные структуры. В первую очередь Академия наук СССР, МГУ имени М.В. Ломоносова, МГИМО МИД и ряд других научных, учебных и общественных организаций. Это в полной мере соответствовало международной практике, хотя в своей деятельности (а 1956 год, напомню, это венгерский и суэцкий кризисы) советская ассоциация изначально руководствовалась приоритетом внешнеполитических целей и интересов страны. В связи с этим важным достижением в работе советской ассоциации стало первое в СССР проведение заседания ВФАС ООН в Москве в 1975 году.
И тем не менее лишь с выходом на международную арену России деятельность РАС ООН стала в полной мере строиться как деятельность общественной, неправительственной организации, созданной с целью «всемерного содействия достижению целей и принципов, провозглашенных Уставом ООН», а также активного участия «в деле укрепления доверия и дружбы между государствами и народами».
Нельзя не отметить такой важный механизм в деятельности РАС ООН, да и всех других национальных ассоциаций, как проведение начиная с 1990 года Модели ООН. С 1998 года победители ее отечественных финалов участвуют в зарубежных Моделях ООН – в Гааге, Софии и других городах.
Активизация в данном направлении, как и другие общественные акции (например, молодежный конкурс, проводимый в 1995 году в связи с 50-летием учреждения ООН, – «Мое приветствие ООН»), во многом способствовала тому, что в 1998 году РАС ООН был присвоен высший консультативный статус (Генеральный статус) при Экономическом и Социальном совете ООН (ЭКОСОС). Это сразу же предоставило нам право участвовать во всех официальных заседаниях структур ООН, вносить предложения по различным обсуждаемым вопросам. Таким образом, РАС ООН получил уникальный внешнеполитический инструмент влияния на формирование принципов современной международной политики.
Другим важным достижением, ставшим возможным в результате активной позиции РАС ООН и на внутригосударственном, и на международным уровнях, стало впервые за всю историю ВФАС ООН избрание ее президентом кандидата от Российской Федерации. Им стал первый заместитель РАС ООН Алексей Борисов, который по завершении своего срока на этой высокой должности, которую по уставу занимать более одного срока невозможно, успешно продолжает работать вице-президентом ВФАС ООН.
Так что некоторым образом Алексей Николаевич является не только моим первым заместителем по линии руководства РАС ООН, но и моим непосредственным международным начальником. А если говорить серьезно, то полученный им уникальный опыт позволяет ему как бы со стороны взглянуть на деятельность РАС ООН. Думаю, будет целесообразным, чтобы на другие, конкретизирующие вопросы продолжал отвечать он.
– Хорошо. Тогда вопрос к вам, Алексей Николаевич. Кто сегодня является членами РАС ООН? И в чем ее члены видят для себя интерес членства? Как на региональном уровне организована работа отделений?
– Сегодня помимо первоначальных учредителей членами РАС ООН стали многие учебные, научные, общественные и предпринимательские структуры. Они так или иначе видят в РАС ООН отличную площадку для достижения целей своих организаций, не говоря уже о том, что это позволяет самой широкой аудитории узнать об их достижениях, планах и проектах на будущее. Это относится как к федеральным организациям-членам, так и к нашим региональным отделениям, открытым в 13 регионах Российской Федерации. При этом РАС ООН предоставляет фактически социальные лифты не только организациям, но и на личностном уровне. Это особенно ярко видно на примере функционирования Московской международной модели ООН имени Виталия Чуркина (MIMUN).
– Не могли бы вы немного подробнее рассказать о принципах функционирования Московской международной модели ООН?
– В MIMUN, ежегодно проводимой на базе МГИМО, принимают участие студенты различных вузов страны, и это придает ей реально демократическую основу. Принять участие, заранее зарегистрировавшись, могут все – как отечественные, так и зарубежные студенты. Здесь нет ни учащихся элитарных, ни студентов остальных вузов: все равны. А критерием оценки выступают личные знания и компетенции участников.
MIMUN проходит в течение недели. В имитационной форме участниками воспроизводится технология деятельности всех основополагающих органов ООН, включая заседания Генеральной ассамблеи, Совета безопасности, Экономического и Социального совета ООН, Международного суда и так далее. При этом, как и в реальности, в практике ООН рабочими языками участников становятся русский, английский, французский, испанский, китайский и арабский.
Ежегодно в модели участвуют около тысячи студентов. При этом лишь в прошлом году участие было виртуальным (но, несмотря на пандемию, все равно состоялось), а в этом году вновь MIMUM собрала в стенах МГИМО 700 участников со всей России и из-за рубежа. При этом модель «самоуправляема» самими участниками, приглашающими к себе так называемых тяжеловесов. К примеру, в 2004 году в работе модели принял участие генеральный секретарь ООН Кофи Анан, в 2006 и в 2015 годах ее участником стал министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров. А победители года продолжают свое участие в международном модельном движении, в том числе с поездками на Генассамблею в Нью-Йорк или в европейские центры ООН в Женеве или Вене.
Модельное движение настолько хорошо прижилось, что мы стали открывать филиалы MIMUM на базе ведущих вузов страны. Первыми из них стали филиалы модели на базе МГУ имени Ломоносова и Российского университета дружбы народов, ряда других вузов, отражающих специфику подготовки будущих специалистов.
Так, например, совсем недавно филиал модели был открыт в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ), где моделируются заседания Европейской транспортной комиссии при отделении ООН в Женеве.
Ежегодная Московская международная модель ООН имени Виталия Чуркина, проводимая на базе МГИМО, помимо всего прочего – это еще и социальный лифт не только для организаций, но и на личностном уровне. Фото с сайта mgimo.ru |
– И все-таки еще несколько слов о модельном движении, которое «молодеет». РАС ООН начиная с 2008 года проводит в рамках созданной Международной школы молодежной дипломатии и Клуба юного дипломата модели на школьном уровне. Учащиеся старших классов включаются в моделирование практики функционирования ООН в виде ролевых игр «Посольство», «Переговоры», «Ассамблея ООН». Здесь надо также отметить деятельность Горчаковского лицея, открытого на базе одинцовского филиала МГИМО и Московской международной гимназии имени А.С. Грибоедова, с углубленным изучением иностранных языков.
И, отвечая на ваш вопрос, отмечу проведение всероссийских открытых уроков «Права человека», всероссийских конкурсов «Письмо Президенту» (последний прошел в прошлом году и посвящался 75-летию Победы и 75-летию учреждения ООН). А также работу общественных комиссий, в том числе молодежной, по правам человека, международного права, устойчивого развития, по реализации целей Декларации тысячелетия, по развитию внешнеэкономической деятельности регионов и ряда других.
Пандемия коронавируса, однако, внесла некоторые новые программные направления в деятельность РАС ООН. Так, например, оказалась востребована программа с необычным названием – «Сказки профессора Стрыгина». Доктор экономических наук, профессор Андрей Вадимович Стрыгин – член центрального правления и руководителя Центра РАС ООН в МАДИ. Это цикл так называемых коронавирусных сказок и историй, направленных на осознание того, что неизбежные карантинные ограничения легче пережить, развивая семейные ценности.
– Институт центров РАС ООН на базе ведущих российских образовательных и научно-исследовательских организаций – что конкретно он дает вузам? Какие компетенции приобретают студенты, прошедшие подготовку по линии структур РАС ООН? Где и в каких сферах могут быть востребованы полученные ими знания?
– Поскольку я уже упомянул МАДИ, то на примере открытого пять лет назад Центра РАС ООН на базе этого московского вуза попробую рассказать, в чем видится их миссия и как строится их деятельность.
Первоначально Центр РАС ООН в МАДИ открывался в виде филиала MIMUM. Предполагалось использовать прикладную специфику ведущего автодорожного вуза страны с моделированием деятельности Европейской транспортной комиссии. Как вы понимаете, это стало особо актуально в условиях провозглашенной концепции «Нового шелкового пути», а точнее, стратегии «Одного пояса – одного пути». Она, эта концепция, актуализирует роль и значение транспортных коридоров, проходящих через территорию Российской Федерации и огибающего ее границы Северного морского пути.
Однако очень быстро модельный процесс потребовал организации дополнительного образования участвующих в нем студентов. В результате была открыта подготовка студентов на базе МАДИ ДПО и совместно с РАС и МГИМО по направлению «Международная транспортная политика». Дальнейшим развитием этого проекта может стать открытие совместной магистерской подготовки учащихся по такому востребованному сегодня направлению, как «Транспортная дипломатия».
– И наконец, о Целях устойчивого развития (ЦУР), провозглашенных и принятых Генассамблеей ООН в 2015 году. В чем состоит миссия РАС ООН по их реализации не только в масштабах страны, но и на региональном уровне?
– Все началось с того, что в 2009 году стартовал наш флагманский проект под названием «Регионы России и Цели устойчивого развития». Сегодня в проекте приняли участие уже 13 регионов, в которых открыты региональные отделения РАС ООН. В рамках проекта губернаторы представляют на очередной Генассамблее успехи своих регионов, встречаются с генеральным секретарем ООН, рассказывают о том, как Цели устойчивого развития (а до 2015 года – это Цели тысячелетия), принятые на Генеральной Ассамблее ООН в контексте реализации национальных проектов, обеспечивают социально-экономическую устойчивость развития регионов. Тем самым создается реально позитивный и привлекательный региональный имидж для иностранных инвестиций на самом высоком международном уровне.
Так, в ходе последних трех доковидных презентаций в Нью-Йорке во время проведения Генеральной Ассамблеи ООН и в Европейском центре ООН в Женеве свои презентации развернули Москва, Свердловская область и Республика Татарстан. При этом хочется отметить, что в 2018 году по итогам таких презентаций Москва заняла первое место, обойдя 40 других мировых столиц. Успех налицо.
И еще об одной набирающей силу программе РАС ООН. Речь идет о такой форме народной дипломатии, или, как ее иногда еще называют, дипломатии мягкой силы, как филателистическая дипломатия, когда РАС ООН в тесном сотрудничестве с российским эмиссионным центром АО «Марка» и Национальной академией филателии, а также дипломатическими представительствами МИДа и Россотрудничества в разных странах проводят международные филателистические экспозиции. Одной из последних подобных акций стала филателистическая выставка «Россика-2020», прошедшая в помещении постпредства Российской Федерации при европейском отделении ООН и других международных организациях в Женеве. Она была приурочена к 75-летию учреждения ООН.
комментарии(0)