0
31870
Газета Интернет-версия

25.04.2023 18:00:00

«Ледяной» подвиг Ляпидевского

115 лет со дня рождения летчика, который спасал с дрейфующей льдины челюскинцев

Тэги: Ляпидевский, авиация, полярная авиация, летчики, история, история авиации


Ляпидевский, авиация, полярная авиация, летчики, история, история авиации Первые Герои Советского Союза и первые космонавты СССР на встрече, посвященной 30-летию учреждения высокого звания, 1964 год. А.В. Ляпидевский (сидит второй справа). Фото с сайта www.elib.biblioatom.ru

Начало ХХ века было неспокойным. В кубанской станице Старощербинской, где проходили школьные годы Анатолия Васильевича Ляпидевского, постоянно менялись власть, деньги, цены на продукты. Семья, в которой он родился 23 марта 1908 года, была большой и небогатой. Его отец был священник, что в годы становления власти Советов и стало поводом для направления в 1933 году молодого летчика на Дальний Восток. Это потом, похлопывая по плечу первого Героя Советского Союза, Иосиф Сталин скажет: «У тебя отец был поп и у меня тоже, если что, приходи...».

А пока – через станицу проходили и белые, и красные. Смена власти подростков не интересовала, а вот мир техники действовал на них ошеломляюще. Первый автомобиль Анатолий увидел в 9 лет, а первый самолет – в 11.

Летом 1924 года Анатолий поступает на маслобойный завод, работает помощником жаровщика. В 1925 году он переезжает в Ростов. Здесь происходит встреча с летчиком Жигаловым, определившая его дальнейшую судьбу. Анатолий подает заявление в Ростовскую приемную комиссию Военно-теоретической школы ВВС, находящейся в Ленинграде. По конкурсу из 70 отобраны 5 человек. Среди них А. Ляпидевский. 18-летним юношей он начинает овладевать мастерством летчика (1926–1929). После окончания школы ВВС он был направлен в эскадрилью тяжелых морских самолетов. С мая 1931-го по июнь 1933 года Ляпидевский – инструктор в Ейской школе морских летчиков и временно исполняющий обязанности командира эскадрильи.

В 1932 году его вызвали в Московский научно-испытательный институт, где впервые он сел в кабину самолета АНТ-4. Машина была создана конструкторским коллективом ЦАГИ. Руководил работой Андрей Николаевич Туполев. Первый вылет на самолете выполнил летчик А.И. Томашевский осенью 1925 года. Серийное производство АНТ-4 началось во второй половине 1928 года. Авиазаводы страны выпустили более 200 самолетов.

5 мая 1933 года согласно приказу по Управлению гражданского флота (вспомнили про отца-священника) Ляпидевского переводят в г. Хабаровск линейным пилотом Дальневосточного управления транспортной авиации.

В ноябре 1933 года вся страна следила за проходом Северного морского пути пароходом «Челюскин», который через некоторое время застрял во льдах. 13 февраля 1934 года «Челюскин» раздавили льды. 100 человек высадились на льдину.

Наступило 5 марта 1934 года. На борту самолета АНТ-4 – экипаж в составе А. Ляпидевского (первый пилот), Е. Конкина (второй пилот), Л. Петрова (бортнаблюдатель), М. Руковского (бортмеханик). Среди ледовых торосов и редких лежбищ тюленей они заметили лагерь. В тот же день в Кремле получили телеграмму от руководителя этой арктической экспедиции профессора Отто Шмидта: «Сегодня, 5 марта, самолет АНТ-4 под управлением летчика Ляпидевского спустился на подготовленный нами аэродром и благополучно доставил на Уэллен всех бывших на «Челюскине» женщин и обоих детей. Посадка и подъем были проделаны удивительно четко. Успех полета т. Ляпидевского тем значительнее, что стоит почти сорокаградусный мороз».

«В общей сложности за время экспедиции я сделал 36 полетов в февральскую пургу полярной ночи, – подсчитает потом Ляпидевский. – На страшной практике прошел невиданную школу работы полярного летчика».

16 апреля 1934 года правительство СССР учредило звание Героя Советского Союза. Первыми среди героев стали летчики, спасшие челюскинцев. Золотая медаль Героя Советского Союза № 1 была вручена Анатолию Васильевичу Ляпидевскому, которому 23 марта исполнилось 26 лет. Он поступает и с отличием оканчивает инженерный факультет Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского.

В 1942 году Анатолий Васильевич – в рядах Красной армии. Сначала в должности начальника четвертого отдела ВВС, а затем – в действующей армии Карельского фронта. Под руководством командующего 19-й армией ВВС генерала Ляпидевского успешно завершилась операция по потоплению подводных лодок противника в Белом море.

Техническая грамотность, большой опыт работы на ответственных постах, участие в оборонительных боях Советского Заполярья определили следующие назначения Анатолия Васильевича: главным контролером Госконтроля СССР и заместителем министра авиационной промышленности. В 1949 году А.В. Ляпидевский вновь директор крупного завода оборонной промышленности, где проработал 12 лет. В мае 1961 года А.В. Ляпидевский в звании генерал-майора уходит в отставку.

Его трудовая деятельность и авторитет как военного специалиста были высоко оценены правительством. Он награжден тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Анатолий Васильевич Ляпидевский умер 24 апреля 1983 года. О его жизни напоминает мемориальная доска на доме № 9 – Доме полярников – на Никитском бульваре в Москве. В районе Северного речного порта Москвы две оживленные магистрали, Флотскую и Фестивальную, соединяет улица А.В. Ляпидевского. 


Читайте также


Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
604
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1714
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
776
Душа отлетела

Душа отлетела

Андрей Мартынов

Адмирал Колчак и Великий сибирский ледяной поход

0
696

Другие новости