В 2021 году в Плехановском университете были созданы Высшая инженерная школа «Новые материалы и технологии» и «Высшая школа кибертехнологий, математики и статистики». Фото со страницы РЭУ им. Г.В. Плеханова в «ВКонтакте»
Совсем недавно был опубликован рейтинг университетов мира за 2021/22 год по версии QS, дающих лучшее образование в области экономики. 12 российских университетов вошли в топ-400 лучших экономических вузов мира. При этом в первую сотню попал Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (76-е место), а в топ-150 – два вуза: МГУ им. М.В. Ломоносова (108-е место) и РЭУ им. Г.В. Плеханова (139-е место).
Несомненно, и целый ряд других российских университетов, имеющих тот или иной экономический профиль и входящих в ТОП-400 лучших экономических университетов мира, обладают своими конкурентными преимуществами, позволяющими им быть лидерами среди университетов России экономического профиля. Среди них – Российская экономическая школа (РЭШ) (201–250-е место), Санкт-Петербургский университет (201–250-е), Финансовый университет (251–300-е), Казанский федеральный университет (301–350-е), МГИМО (301–350-е), Санкт-Петербургский университет им. Петра Великого (политехнический) (301–350-е); Российский университет дружбы народов (351–400-е), РАНХиГС (351–400-е место), Уральский федеральный университет (351–400-е место).
Экономические высоты
НИУ «Высшая школа экономики» продемонстрировал наилучшие показатели среди российских вузов по индексу академической репутации. Этот индикатор – центральный элемент рейтинга QS, его вес составляет 40%. Рейтинг QS оценил академическую репутацию НИУ ВШЭ как экономического вуза в 71,9 балла, что позволило ему занять по этому показателю 44-е место среди мировых университетов.
Второй вуз, как и НИУ ВШЭ, профильный, в названии которого присутствует слово «экономический», это РЭУ им. Г.В. Плеханова. Он показал наиболее высокие результаты среди российских вузов – участников рейтинга по показателю «индекс цитирования», который составляет 20% от общей оценки.
МГУ им. М.В. Ломоносова еще раз доказал, что является флагманом российского образования, занимает достойные позиции и среди лучших мировых университетов в области экономического образования (109-е место с 68,5 балла). При этом следует отметить серьезные достижения МГУ по такому критерию, как репутация среди работодателей, где университет получил 84 балла – наивысший среди российских вузов. Это позволило МГУ по репутации среди работодателей войти в десятку лучших мировых университетов, имеющих в своем составе экономический профиль образования. Позади остались, в частности, такие раскрученные университеты, как Принстонский, Колумбийский, Пенсильванский, Чикагский (все США) и Пекинский (КНР).
Несомненно, все это подтверждает высокий уровень качества образования в МГУ, в том числе в области экономического профиля. И это обуславливает высокую востребованность выпускников университета как среди отечественных, так и зарубежных работодателей.
Вечная классика
Однако представляет особый интерес наблюдаемая в последнее время трансформация отдельных экономических университетов, позволяющая им динамично развиваться, превращаясь в высшие учебные заведения «многоукладного» университетского профиля. По существу это происходит в результате конвергенции социально-экономических и гуманитарных образовательных программ и научных исследований с естественно-научными и технико-технологическими программами.
Такая конвергенция осуществляется на базе метадисциплинарного (мультидисциплинарного) подхода в образовании и исследованиях. То есть на основе научного подхода на стыке традиционных наук, когда формирование научных дисциплин и образовательных программ происходит по проблемному принципу, а не только по предметному.
Эти процессы наиболее заметно развиваются в НИУ «Высшая школа экономики» и РЭУ им. Г.В. Плеханова. Данное обстоятельство в определенной степени и позволило им войти в когорту лучших экономических университетов мира.
Сейчас, например, «Высшая школа экономики» активно развивает неэкономические направления и позиционирует себя в будущем как классический университет. В последние годы в НИУ ВШЭ появились новые научные направления фундаментального, естественно-научного и технологического профиля: математика, физика, химия, биологические и инженерные науки, география, медицинские разработки и т.п.
На основе соглашений с научно-исследовательскими институтами Российской академии наук (РАН) НИУ ВШЭ создала целый ряд факультетов и базовых кафедр в вышеперечисленных научных направлениях. В рамках соглашений учебные программы разрабатывают сотрудники исследовательских институтов РАН. Сотрудники этих академических организаций и ведут занятия со студентами в лабораториях своих институтов.
При таком формате образовательного процесса студенты включаются в реальные исследования базовых организаций новых факультетов – институтов РАН. Одновременно студенты этих факультетов включены и в образовательные программы в самом НИУ ВШЭ. Например, обязательные курсы работы с данными (dataculture), изучение английского языка на уровне IELTS и широкий набор курсов для получения второй специальности или расширения кругозора. Сотрудники НИИ РАН, ведущие занятия в академических учебных группах, зачисляются (на 0,2–0,5 ставки) в состав университета.
В такие научно-образовательные коллаборации фундаментальных, естественных и технических направлений на базе создания факультетов, базовых кафедр соответствующего профиля заложен глубокий смысл. Это позволяет университету резко продвинуться в плане роста международной академической репутации и тем самым занять более высокие позиции в мировых рейтингах. Об этом как раз и свидетельствуют данные мирового рейтинга QS по этому показателю среди экономических университетов мира.
Как показывает анализ конкурентных преимуществ отечественных и зарубежных вузов, участвующих в мировых рейтингах, наибольшая публикационная активность наблюдается в рамках научных направлений фундаментального, естественного и технико-технологического профиля. Именно поэтому НИУ ВШЭ для реализации амбициозных задач по трансформации вуза в классический университет мирового уровня делает «резкий поворот» в своей научно-образовательной деятельности в сторону фундаментально-технологического развития, на базе интеграции с институтами РАН. При этом сохраняя достижения в области социально-экономических и гуманитарных направлений науки и образования.
История с Плехановкой
Практически по такому же пути, что и НИУ ВШЭ, развивается сегодня РЭУ им. Г.В. Плеханова. Модель чисто экономического университета, каким на протяжении многих лет позиционировал себя университет, постепенно трансформируется в модель университета общего профиля, приближенного к классическому. РЭУ им. Г.В. Плеханова таким образом превращается в одного из лидеров не только российского, но и международного образовательного пространства. Появляется возможность создавать передовые решения в области науки и образования не только экономического, но и естественно-научного и технико-технологического профиля.
В свое время РЭУ как по форме, так и по существу был таковым. До 1917 года он назывался «Московский коммерческий институт», а после революции до 1990-х годов – «Московский институт народного хозяйства».
Профиль Московского коммерческого института определили два направления; коммерческо-экономическое и коммерческо-техническое. Особенностью построения учебных планов в этом институте было сочетание «политэкономических наук в связи с юридическими» и «естественных наук в связи с товароведением». Все четыре ветви научно-образовательных направлений: политэкономическое, юридическое, естественно-научное и товароведное (технологическое) – возглавляли выдающиеся ученые России. Среди них в паритетном соотношении экономисты, юристы, физики, химики, инженеры, биологи, почвоведы…
Примерно такого же вектора развития придерживались в Плехановке в послевоенный период (до 1970 года). Тогда наряду с развитием экономического направления в науке и образования активно развивалось естественно-научное, техническое и товароведно-технологическое. В дальнейшем, с 70-х годов вплоть до последнего времени, в РЭУ преобладала в основном социально-экономическая и гуманитарно-юридическая направленность научно-образовательной деятельности при сохранении «в усеченном виде» естественно-научного и товароведно-технологического сегмента.
В 2020 году начался процесс «перестройки» и реструктуризации управления научно-образовательной деятельностью вуза в направлении конвергенции социально-экономического и юридического сегментов с естественно-научным и технико-технологическим блоком. Одновременно интенсифицировалась работа по обновлению и трансформации образовательных программ по всему сектору направлений, налаживание тесного взаимодействия с профильными НИИ РАН и зарубежными научно-образовательными структурами.
Уже в 2021 году в вузе были созданы шесть высших школ, среди которых помимо четырех в сфере экономики и бизнеса, финансов, менеджмента и права, еще две: Высшая инженерная школа «Новые материалы и технологии» и «Высшая школа кибертехнологий, математики и статистики».
Образовательная деятельность Высшей инженерной школы связана с подготовкой уникальных специалистов в области инновационных технологий, перспективных материалов, цифровых сервисов с учетом государственных стратегий и вызовов отечественного и мирового рынка. Исследования направлены на технологическую модернизацию продуктов и оборудования, их импортозамещения и повышение конкурентоспособности на отечественном и международном рынках.
Высшая школа кибертехнологий, математики и статистики, продолжая традиции созданного одним из первых в СССР факультета кибернетики и профильной кафедры, успешно готовит сегодня специалистов для новой экономики информационного общества. Ректор Плехановки И.В. Лобанов неоднократно подчеркивал, что в условиях цифровизации экономики возрастает спрос на специалистов со смежными компетенциями и междисциплинарными навыками.
Это отчетливо проявляется и в области экономических профессий. Происходит переход к экономике сложных систем с использованием цифровых технологий. По словам ректора, университеты сегодня переходят к модели 3.0, в которой образование, наука и инновации – основные миссии. Современные вузы формируют крупную экосистему, многофункциональную платформу для коммуникации и сотрудничества на разном уровне.
Наглядным примером этого стал проведенный в феврале этого года крупный международный форум «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика». В нем приняли участие 25 тыс. человек из 20 стран мира, на заседаниях выступили более 200 спикеров. Одним из конкретных результатов работы форума, подтверждающих актуальность поставленных на нем проблем, явилось подписание РЭУ двух соглашений о взаимном сотрудничестве в рамках тех задач, которые были сформулированы.
Так, университет начнет проекты по популяризации космических и цифровых технологий. Было подписано соглашение между Плехановским университетом и компанией «Новый класс», которое предполагает проведение профильных мероприятий по вовлечению исследовательских и инженерных коллективов в технологические процессы освоения ближнего космоса и Земли. Одновременно участие университета в развитии космической промышленности будет способствовать формированию актуальной научной повестки для молодых ученых университета.
Не менее интересно подписание на форуме соглашения университета с компанией Drone Sports Global, предполагающее совместную разработку образовательных программ и подготовку специалистов для индустрии беспилотных летательных аппаратов, а также участие Drone sports Global в акселерационной программе Минобрнауки России. В рамках взаимодействия планируется формирование команд из числа студентов и лицеистов РЭУ им. Г.В. Плеханова для проведения соревнований по дрон-рейсингу на реальных FPV квадрокоптерах.
То внимание, которое уделено в этой статье университетам экономического профиля, связано с рядом обстоятельств. Во-первых, они находятся в числе трех лидеров от России в мировом рейтинге экономических университетов по версии всемирно известного и общепризнанного агентства QS. Во-вторых, оба они относятся к динамично развивающимся университетам с экономическим профилем, чей опыт – это наглядный пример инновационного развития научно-образовательной деятельности как одной из важнейших составляющих формирования технологического суверенитета страны.