10.10.2023 18:56:00

Красивое имя галактике не помешает

Внутриядерные акустические осцилляции позволили выявить гигантскую сферу, в центре которой находится звездный кластер

Тэги: астрономия, астрофизика, вселенная, космос

астрономия, астрофизика, вселенная, космос Сфера барионных акустических осцилляций вокруг кластера созвездия Волопаса.

Орбитальные рентгеновские обсерватории INTEGRAL и SWIFT зафиксировали самый яркий рентгеновский объект. Оказалось, что это вспышка в центре Галактики, расположенной примерно в 30 световых годах от Солнца. Похоже, что это черная дыра, неизвестная ранее. Астрономы насчитывают только в нашей Галактике несколько десятков этих загадочных космических объектов. Но вот обнаруженный «новичок» – по силе вспышке и яркости далеко не рядовой среди этого «чернодырочного» скопища…

Ученым свойственно предлагать свои термины, заимствуя корни-слова из классических языков, которые сами выросли из индоевропейского санскрита («собранный вместе»). Джонатан Свифт предложил как-то Карлу Линнею, создателю бинарной классификации всего живого, дать имя «шестиногу с пятью рогами». Швед признал свое бессилие, и тогда автор романа «Путешествие Гулливера» преподал урок греческого: «Пентакерос Гексапод» (сравните: Пентагон, кератин, гексан и педаль).

Все это к тому, что люди мыслят и думают в рамках привычного и давно устоявшегося, поэтому смена взглядов, особенно научных, дается с трудом. Достаточно вспомнить историю генетики и квантовой физики. Некий житель римской Александрии, Птолемей, называвший себя так в память о правившей Египтом династии Птолемеев, вполне «законно», исходя из зримо-созерцательного движения дневного светила по небосводу, полагал, что в центре мироздания пребывает Земля. Понадобились полторы тысячи лет, чтобы утвердился гелиоцентризм Николая Коперника.

Продвигал идею польского мыслителя Галилео Галилей, создавший один из первых телескопов. Бурное развитие оптической астрономии привело к большому количеству открытий, среди которых красное смещение, открытое американским астрономом Эдвином Хабблом, и предположение Альберта Эйнштейна о существовании гравитационных волн. В честь американца назван первый орбитальных телескоп, реальность идеи Эйнштейна была подтверждена через век.

Античные звездочеты мыслили мифами, поэтому на небе появились два известных кластера созвездий. В первом, вокруг Андромеды, «собрались» ее родители: эфиопский царь Кефей и его жена Кассиопея, отважный Персей, спасший девушку, и его крылатый конь Пегас, а также ужасный Кит-Левиафан.

11-13-8480.jpg
Астрофизики картировали 55 877 галактик,
образующих 38 055 групп.
Иллюстрации Physorg
Центром второго созвездия античные мудрецы назначили могучего Волопаса в окружении созвездий Геркулеса, отправленного к Атласу за золотыми яблоками (апельсинами?). Древо с ними стерег Дракон, которого Гераклу пришлось убить, чтобы совершить очередной подвиг. Альфой Волопаса является звезда Арктур («стерегущий медведя, арка»). Помогают Волопасу стеречь небесное стадо Гончие псы…

Мало кто знает, что одним из ведущих астрономических центров являются Гавайи, которые наши мореплаватели знали как Сэндвичевы острова. Два из пяти потухших вулканов местные жители зовут Мауна («гора», от mount). Гавайские телескопы благодаря прозрачности надокеанической атмосферы имеют превосходное разрешение. Это дало возможность астрономам университета Гонолулу и их коллегам из австралийского Брисбена выявить барион-акустические осцилляции. Они отличаются от зарегистрированных телескопом INTEGRAL (International Gamma), который видит в гамма- и рентгеновском диапазонах, а также в видимом свете. Барионы – это тяжелые протоны и нейтроны, которые почти в 2000 раз тяжелее лептонов (электронов и фотонов).

Известно, что трансформации внутриядерных и иных частиц сопровождаются появлением фононов (виртуальных звуковых частиц). Известно также, что в горячей Вселенной, образовавшейся после Большого взрыва около 14 млрд лет назад, шло распространение звуковых волн – тех самых барионных акустических осцилляций. Они позволили наблюдателям выявить гигантскую сферу, в центре которой находится гигантский кластер Волопаса. Своему открытию ученые дали красивое гавайское название Ho’oleilana, что в свободном переводе означает «Всем счастье».

Астрофизическим центром сферы астрономы считают созвездие Геркулеса, хотя и отмечают, что оно «лежит» в ее оболочке. Радиус этой небесной сферы – мегапарсек, то есть 3260 световых лет. Эти результаты изложены в статье, опубликованной в журнале Astrophysical J.

Немного раньше, в феврале нынешнего года, те же гавайцы, но с астрофизиками из Лионского университета, опубликовали, тоже в Astrophysical J., сообщение о картированных ими 55 877 галактиках, образующих 38 055 групп, между которыми идет космический ток (flow), дающий периодически яркие вспышки-флюктуации.

Заметим, что творцы мифов о вознесении на небо могучего Геркулеса могли видеть своими не вооруженными оптикой глазами лишь 3000 звезд. Но со времен Галилея, Тихо Браге и Иоганна Кеплера человечество «прозрело» необычайно. И это доказывает необходимость для познания самых разных инструментов, видящих не только в спектре электромагнитных излучений, но также в нейтринном и гравитационном диапазонах.