В «Гараже» из лежащих на полках устройств, деталей и комплектующих студентам нужно создавать работающие механизмы. Фото с сайта uust.ru |
Передовые инженерные школы создаются ведущими вузами вместе с индустриальными партнерами. Сейчас действуют уже 30 ПИШ, в этом году начинают работу еще 20, а к 2030 году всего будет создано 100 передовых инженерных школ. К концу 2023 года количество студентов передовых инженерных школ превысило 6 тыс. человек. К обучению в них привлекаются и талантливые школьники, рассматривающие для себя получение инженерного образования. До конца 2024 года участие в профориентационных программах на площадках передовых инженерных школ примут свыше 36 тыс. учащихся.
Цель проекта – поддержка технологического суверенитета страны и обеспечение российской экономики, ее высокопроизводительных секторов критически важными технологиями и специалистами. Деятельность ПИШ строится вокруг приоритетных задач, которые стоят перед национальной экономикой. С передовыми инженерными школами уже работают свыше 160 индустриальных партнеров, среди которых «Росатом», «Роскосмос», «Ростех», «Сибур Холдинг», «Газпром нефть». Индустриальные партнеры специализируются в различных областях, например биотехнологиях в сельском хозяйстве, машиностроении, химической промышленности, авиационной и ракетно-космической технике, атомной энергетике, медицинском приборостроении, информационных технологиях. Вот лишь несколько примеров задач, которые решают ПИШ.
Новации Пермского политеха
В Пермском национальном исследовательском политехническом университете создана Передовая инженерная школа, где совместно с ИТ-компанией «Ланит» были разработаны и внедрены новые подходы к обучению инженеров в сфере газотурбинного двигателестроения. Универсальная методика включает все этапы конструкторской проработки – от расчетов до изготовления и сборки – и подходит для всех высокотехнологичных отраслей: выпускники, прошедшие обучение, смогут применять полученные знания на любом предприятии.
«Зачастую многие дисциплины инженерного профиля решают важные задачи, но локально. Базовые знания деталей машин, сопротивления материалов, теоретической механики и других предметов – это основа инженерной подготовки. Но в реальном производстве есть конечное изделие, и специалисту важно обеспечить требуемые выходные параметры этого изделия, сборку и последующую эксплуатацию, – отметил руководитель ПИШ «Высшая школа авиационного двигателестроения» Тимур Абляз. – На производстве не проводят расчетов абстрактных типовых конструкций, и принятые технологические решения должны быть обоснованы. Для студента важно показать взаимосвязь производственных результатов на этапе обучения».
«Например, полученный расчет на прочность вала далее берется за основу расчета редуктора. Полученные 3D-модели собираются не только на экране, но и в готовом изделии. Если была допущена ошибка на этапе расчетов и не применялась методология контекстного проектирования изделия, то высок риск искажения дальнейших решений, – пояснил он. – Ценой такой неточности может стать разрушение всего изделия на испытательном стенде. Тогда предприятие понесет убытки и потеряет временной ресурс».
Процесс инженерного проектирования по новой методологии выглядит следующим образом, рассказал руководитель отдела по работе с вузами департамента цифровой трансформации машиностроения «Ланит» Сергей Руман: «После того как сформированы требования к изделию, определяется его общий облик и то, как будут выглядеть и действовать его крупные блоки, с дальнейшей декомпозицией до составных частей. Затем формируют технологический процесс изготовления деталей и сборки конструкции, осуществляется процесс планирования и управления производством. Чтобы сократить цикл разработки, методологией предусмотрено параллельное проектирование: все пользователи работают совместно в одной системе. Единая и актуальная для всех участников процесса среда позволяет снизить число ошибок как при самом проектировании, так и при производстве и эксплуатации изделий. В результате студентам становится ясно, для чего выполняются определенные действия, кажущиеся им на первый взгляд лишними, и каким образом все необходимые операции реализуются в системе».
В основу программы положен опыт компании «Ланит» в цифровизации производственных процессов в тяжелом машиностроении. Слушатели курса осваивают технологии создания электронной модели изделия газотурбинных двигателей с использованием различных программных решений – такая модель является базой для дальнейшего выстраивания цифровых процессов жизненного цикла. Выпускники смогут качественно выполнять задачи по разработке новых изделий и оцифровке существующих.
Разработка внедряется в обучение студентов профильным дисциплинам «Технология машиностроения» и «Анализ размерности в машиностроении». Для этого в ПИШ созданы высокотехнологичные учебные пространства, что позволяет готовить специалистов, соответствующих запросам индустриального партнера.
«Гараж» для уфимских студентов
Оригинальный способ развить творческие навыки студентов разработали в Передовой инженерной школе «Моторы будущего» Уфимского университета науки и технологий (УУНиТ). Здесь открылся студенческий инженерный центр «Гараж», принципы работы которого аналогичны обычному гаражу: из лежащих на полках устройств, деталей и комплектующих нужно создавать работающие механизмы.
«Гараж» открыт для студентов с раннего утра до позднего вечера. Ребята программируют микроконтроллеры, создают электрические машины и приборы, учатся 3D-моделированию в программном продукте «Компас-3D», а также готовят смету проекта и совершают закупки недостающих комплектующих. Для студентов доступны консультации специалистов ПИШ и поддержка по финансовому сопровождению. Оборудование «Гаража» регулярно пополняется благодаря стараниям производственных отделов ПИШ и по запросам самих учащихся.
Студентов первых курсов познакомили с работой «Гаража» в ходе проектной недели. Ребята разбились на команды и разработали свои первые продукты: беспроводное зарядное устройство для электросамокатов, пушку Гаусса для страйкбола, глушитель сотовой связи, прототип электродвигателя для проведения физических экспериментов, умный счетчик электроэнергии с дистанционным управлением через телеграм-бот, электрогенератор. Как пояснил директор ПИШ «Моторы будущего» УУНиТ Вячеслав Вавилов, проектная неделя помогает студентам сформировать запрос на новые знания и технологии, самостоятельно их осваивать, а также понимать, что и для чего им нужно в образовательном процессе.
Конкурс «Снимай науку!»
Конкурс научного фото и видео «Снимай науку!», который традиционно проводится телеканалом «Наука» при поддержке национального проекта «Наука и университеты», позволяет прикоснуться к науке, еще не поступив в высшее учебное заведение. Принять участие в нем могут как профессионалы, так и любители. В конкурсе оцениваются фотографии и видеоролики, связанные с наукой. Общий призовой фонд составляет около 1 млн руб.
С каждым годом конкурс масштабируется и привлекает все больше талантливых авторов фотоснимков и видеосюжетов об удивительном мире науки, которые не только иллюстрируют его красоту, но и открывают все новые грани.
2 апреля в рамках «Снимай науку!» стартовал видеоконкурс: до 2 сентября все желающие могут представить свое научное видео. Новшество этого года – интернет-голосование: каждый пользователь сможет проголосовать за понравившуюся видеоработу из шорт-листа. Победитель получит 200 тыс. руб. Кроме того, по усмотрению организатора один из участников конкурса может получить возможность снять собственную передачу для телеканала «Наука».