Иван Тананаев: «Химия давно стала моей жизнью. Но с самого детства хотел быть водителем междугородного автобуса. Не сложилось!» Фото автора
Чем живет и дышит Кольский научный центр Российской академии наук? Как привлечь талантливую молодежь? Об этом в беседе с журналистом Марьей АФАНАСЬЕВОЙ рассказывает директор Института химии и технологии редких элементов и минерального сырья им. И.В. Тананаева, заместитель генерального директора Федерально-исследовательского центра «Кольский научный центр» РАН, доктор химических наук, профессор, член-корреспондент РАН Иван ТАНАНАЕВ.
– Иван Гундарович, вашему институту недавно «стукнуло» 65 лет. В связи с чем он был создан?
– Наш институт был создан на базе лаборатории геохимии и аналитической химии Геологического института Кольского филиала АН СССР. К тому времени появились новые научные задачи: из найденного геологами минерального сырья Хибин, а это прежде всего перовскит, сфен, эвдиалит, кианит, полуцит, сподумен, было необходимо путем химической переработки получить целевую химическую продукцию – редкие химические элементы и вещества на их основе. Решение о создании химического института принималось в Москве на заседании президиума АН СССР 27 декабря 1957 года, а через год он уже работал в полную мощь в составе пяти лабораторий.
50-е годы – исключительный этап советской науки: возник огромный приток выпускников лучших вузов страны. Наши лаборатории состояли в основном из творческой молодежи. Три основных фактора: востребованность в промышленности стратегически важных металлов – редкоземельных элементов ниобия, тантала, титана и других; наличие собственной минеральной базы и приток молодежи сыграли огромную роль в освоении Кольского края.
Один Кольский полуостров, полагаю, почти полностью может обеспечить запасы минерального сырья России – мы обладаем уникальными местными месторождениями.
– Какие химические элементы наиболее востребованы сегодня?
– Например, литий, ключевой компонент для современных аккумуляторов, – мы располагаем Колмозерским литий-танталовым месторождением, содержащим до 26% всех запасов этого элемента в стране; редкоземельные элементы – до половины балансовых запасов, расположенных на Ловозёрском месторождении лопарита и на Хибинских апатит-нефелиновых месторождениях.
До 2018–2020 годов в Россию импортировалось более трети стратегических типов минерального сырья и более 60% дефицитных видов полезных ископаемых. Россия занимает второе место после Китая по запасам редких металлов, но ее доля в их мировом производстве пока менее 2%. К редким металлам относится порядка 60 элементов, в том числе тугоплавкие (например, цирконий, ванадий, ниобий, молибден, вольфрам, титан), легкие (литий, рубидий, бериллий), рассеянные (галлий, индий, германий) и редкоземельные металлы.
Разработанные нами технологии по переработке хибинских месторождений могли бы обеспечить металлами электронную промышленность, зеленую энергетику, металлургию. Уверен, что в скором времени так и будет.
– У вас в семье много химиков. А кто начал эту династию?
– Основателем нашей «химической» династии стал Николай Александрович Тананаев (1878–1959). Образование он получил на химическом отделении физико-математического факультета Императорского Дерптского (Юрьевского) университета. После перевода на химический факультет Киевского политехнического института профессор Н.А. Тананаев разработал оригинальные экспресс-методы химико-аналитического контроля продукции химического и металлургического производства. Стал основателем многочисленной школы химиков-аналитиков в СССР. А закончил свой творческий путь в Свердловске.
Мой дед, Иван Владимирович Тананаев (1904–1993), племянник основателя династии, Герой Социалистического Труда, академик АН СССР, был выдающимся ученым в области неорганической, технической и аналитической химии. Он сыграл большую роль в создании и становлении Института химии и технологии редких элементов и минерального сырья Кольского филиала АН СССР, активно участвовал в формировании научной тематики института, поддерживал новые направления исследований. В 1997 году институту присвоено имя И.В. Тананаева.
– Я так понимаю, что перед вами в свое время не стоял вопрос, куда идти – только в химию! А сейчас вы бы уже туда не пошли?
– На этот вопрос теперь трудно ответить, поскольку химия давно стала моей жизнью. Но с самого детства хотел быть водителем междугородного автобуса. Не сложилось!
– Удается ли вам продолжать научные исследования или на это нет времени?
– Проводить научные эксперименты у меня нет времени, к сожалению. Однако мне посчастливилось собрать молодых единомышленников, с которыми нам по пути. Считаю моей главной задачей передать свои знания и опыт молодым ученым. Вообще научная преемственность – это крайне важно. Мои научные руководители – выдающиеся ученые профессор Николай Николаевич Крот и академик РАН Борис Федорович Мясоедов, советами которых руководствуюсь и сейчас. Теперь моя очередь.
– А как удается мотивировать молодежь в наши непростые для науки времена?
– Молодежи у нас немало, но всегда хочется, чтобы было еще больше. В лучшие времена в нашем небольшом городе Апатиты в филиалах различных вузов обучалось больше тысячи молодых людей. Сейчас этого нет. Люди, естественно, хотят жить там, где легче и комфортнее, и многие переселяются в мегаполисы, прежде всего в Москву и Санкт-Петербург. Самый простой способ такого переезда – поступление в столичные вузы. Важнейшее решение, которое помогает остановить отток молодежи из нашего края – создание на базе ФИЦ КНЦ РАН в г. Апатиты Мурманской области научно-технологического кластера для обеспечения безопасности и развития Арктики. Сейчас мы готовим предложения с целью реновации или перезапуска академической науки на Кольском полуострове.
– Тут действительно очень красиво: небольшие уютные горы, замечательные города, природа… И до Северного Ледовитого океана рукой подать. Хотя с Северным сиянием мне не повезло…
– Обязательно повезет, приезжайте еще! Северное сияние для нас не эксклюзив. Уверен, что разочарован никто не будет. Наш край может считаться суровым, но в него невозможно не влюбиться.