Светлана Рамазашвили: «Скорее всего Менделеева привлекали деловая хватка Ушкова и готовность к рискам».
В Республике Татарстан есть город с неожиданным названием – Менделеевск. Какое отношение великий русский ученый имеет к этим краям? Об этом в беседе с журналистом Наталией ЛЕСКОВОЙ рассказывает директор музея АО «Химический завод им. Л.Я. Карпова» в Менделеевске Светлана РАМАЗАШВИЛИ.
– Светлана Анатольевна, какое отношение к вашему городу имеет Дмитрий Иванович Менделеев?
– Дело в том, что с 1868 года по 1898-й, на протяжении 30 лет, наш завод служил экспериментальной площадкой для воплощения идей Дмитрия Ивановича. Владелец нашего завода Петр Капитонович Ушков познакомился с Менделеевым в Санкт-Петербурге. Они были практически ровесники – Менделееву на тот момент было 34, а Ушков вступил в наследство после смерти отца, когда ему было 28. Ранее Менделеев, будучи помощником генерального комиссара русского отдела международной выставки в Париже в 1867 году, уже убедился в состоятельности наших заводов: продукция заводов Ушкова была единственным химическим экспонатом из России и завоевала серебряную медаль.
– Что это были за экспонаты?
– Это были купорос и хромпик, или дихромат калия, – неорганическое вещество, основной компонент при изготовлении минеральных красок, применяется также при дублении кож и отбеливании бумаги. Ранее он завозился к нам англичанами, которые вырабатывали хромпик из российского сырья.
– Знакомая ситуация!
– Да. Уже было понятно, что можно делать ставки на этот завод, основанный в 1850 году. К тому же, видимо, Дмитрия Ивановича впечатлил молодой хозяин с горящими глазами, они поверили друг другу. Так началось это сотрудничество, позже ставшее, как мы считаем, дружбой. Почему мы так считаем?
Петр Капитонович Ушков. Портрет, ретушь. |
К тому же Дмитрий Иванович вел дневник, и там можно прочесть: «Год 1879. Я возвратился домой и с Петром Капитоновичем Ушковым отправились в Неаполь и Сицилию…» Отдыхали они и в ушковском имении в Форосе.
На смерть Ушкова, «скромного, передового и симпатичного деятеля русской химической промышленности», в 1898 году Менделеев написал пространный некролог, опубликованный в газете «Новое время». В нем, в частности, говорится: «Я, знавший немало западноевропейских химических заводов, с гордостью увидел, что может созданное русским деятелем не только не уступать, но во многом превосходить иноземное. Сода, препараты глинозема и хрома, белильная известь и серная кислота так делаются на заводах Ушкова, что, будь это на Западе, о том писались бы томы».
– Как вы думаете, почему он выделил Ушкова? Ведь он был знаком, например, с Нобелями – почему с ними не подружился?
– Думаю, во многом это было связано с общностью взглядов. Менделеев был патриотом и радел за экономическую независимость страны. Завод Ушкова одним из первых в России стал работать на отечественном сырье, он был пионером в деле использования уральских колчеданов для получения серной кислоты – «хлеба химической промышленности».
Скорее всего ученого также привлекали деловая хватка Ушкова и готовность к рискам. Менделеев, как известно, изучал производство соды по способу Николая Леблана. Этот процесс объединял ряд важнейших химических производств (серной и соляной кислот, сульфата натрия, хлора и хлорной извести, соды углекислой и каустической) в замкнутый цикл. Фактически это безотходное производство, то, к чему мы и сейчас стремимся. Ушков воплощает этот замысел на своем заводе, и это был действительно передовой метод.
С 1890 года Менделеев по предложению Морского министерства вел работу по получению бездымного пороха. Для его массового производства ученый предлагал привлечь частных предпринимателей. При определении первого завода-изготовителя ученый склонялся в пользу ушковских заводов. Аргументы: техническая оснащенность, независимость от заграничного сырья, собственный мощный речной флот, «сила и распорядительность хозяев», высококвалифицированные кадры преимущественно российского подданства, наличие достаточных финансовых средств. В 1893 году Менделеев дважды приезжает на Бондюжский завод для организации опытного производства. В том же году выработано 500 пудов пироколлодия высокого качества.
По рекомендации ученого велась электрификация завода (станции работали на привозной бакинской нефти), а также был построен керамический завод по производству шамотного кирпича, кислотоупорных изделий, метлахской и изразцовой плитки.
– Менделеев называл Альфреда Нобеля «человеком злой воли». Как думаете, может быть, Ушкова он считал человеком доброй воли?
– Вполне возможно. Ушков происходил из большой, крепкой и добропорядочной купеческой семьи, в которой чтились традиции. Петр Капитонович, продолжая дело своего отца, проявлял «заинтересованность общеполезным делом». Для Менделеева это было важно.
Д.И. Менделеев отмечал: «На заводах Ушкова, что, будь это на Западе, о том писались бы томы». Фото из личного архива Светланы Рамазашвили |
– Тут интересная история. Второй ушковский завод был основан у деревни Бондюга в 1868 году, вокруг него строились рабочие казармы, объекты социальной инфраструктуры, которые стали основой рабочего поселка Бондюжский завод. В 1967 году рабочий поселок был преобразован в город районного подчинения. Когда возник вопрос о названии для будущего города, в состав которого вошло несколько населенных пунктов: деревни Бондюга и Камашево, село Тихие Горы, работники химзавода вышли с инициативой назвать город Менделеевском – в честь великого российского ученого-химика.
К слову сказать, нам было из чего выбирать. Предприятие уже носило имя Льва Яковлевича Карпова, первого «красного» директора, впоследствии заведующего отделом химической промышленности ВСНХ РСФСР. На заводе в разное время трудились либо тесно сотрудничали с ним Константин Дементьев, Дмитрий Прянишников, Борис Збарский, Борис Пастернак, Виталий Хлопин и другие.
– Что сегодня собой представляет ваш завод и какие идеи Менделеева там работают?
– Завод сегодня – это комплекс производств по выпуску около 30 наименований видов продукции неорганической химии технической, пищевой и реактивной квалификаций, минеральных удобрений, лекарственных средств и субстанций.
Область применения продукции предприятия обширна: автомобилестроение, электротехническая, целлюлозно-бумажная, химическая, нефтяная, пищевая, фармацевтическая промышленность, черная и цветная металлургия, геологоразведка, газо- и нефтехимия, производство стекла и стеклянной тары, строительных материалов, сельское хозяйство.
Предприятие идет своим курсом. Наличие старейшего химического завода во многом обусловило направление развития всего региона как нефтехимического. Сейчас с нами соседствует крупное градообразующее предприятие – АО «Аммоний», производитель удобрений и азотных соединений, аммиачной селитры, аммиака, карбамида, метанола, промышленных газов.
– А ваше уступило позиции?
– Видимо, пришло время собирать камни. Наш завод никогда не был «баловнем судьбы». Долгое время предприятие несло колоссальные непроизводительные затраты по содержанию объектов социально-бытового и культурного назначения: жилищное и дорожное строительство, электрификация, газификация, развитие городской инфраструктуры. Сейчас основные силы направлены на производство, выработана актуальная стратегия развития. Мы меняемся, не изменяя себе, и верим: у нас было славное прошлое, а впереди достойное будущее. А Дмитрия Ивановича всегда помним и чтим.