0
3396
Газета Интернет-версия

11.11.2025 17:29:00

Графоманы от науки в поисках экофильного идеала

Диалоги гуманитариев о счастливых людях из гармоничного будущего без обратной связи

Ольга Добрицына

Об авторе: Ольга Николаевна Добрицына – писатель, художник.


Автор искренне и безоговорочно убежден, что он не графоман от науки, не циничный профанатор, а подвижник. Иллюстрация создана с помощью GigaChat

Марк – Архитектор. На мой взгляд, с большой буквы. Я бы даже оставила от этого слова лишь первую часть, он Архи. У него огромные круглые очки, внимательный взгляд, а выражение лица такое, словно в любую минуту может проявиться ироническая улыбка. Высок настолько, что может достать посуду или книгу с самой верхней полки не напрягаясь. Живет на верхнем, девятом этаже. И вообще Марк для меня высок, он из тех, кого я называю иномирцами, потому как надмирен.

Портрет собеседника-агностика

В не слишком далеком прошлом он творил легкие (как бы!) и совершенно волшебные акварельные миниатюры: к выставочному стенду своих работ в Доме архитектора он добавил лупу на веревочке. В невероятно смешанной технике «что под руку попадется» он создал десятки мандал небольшого формата, чтобы... ну, допустим, «производить магические действия во имя поддержания знаний, полученных у мастеров в тибетском монастыре». Однажды его мандалы мне приснились: плоскость обернулась многомерием вселенных, между которыми я с восхищением летала, будучи сама небесным телом...

На восточный «собачий» год для встречи с друзьями он сочинил и распечатал 12 смешных мудрых стихотворных предсказаний, свернутых в трубочки. А еще нарисовал цветными маркерами 12 собак, словно сотканных из гравитационных линий, своим каркасом создающих, нет – оживляющих образы, одновременно земные и нездешние. Одну на выбор подарил мне, похоже, это мой оберег – висит над кроватью.

Для одного богатого заказчика со странностями он в Подмосковье спроектировал дом-пирамиду, в коей тот и обитает. Ее так и называют: великая домодедовская пирамида.

Когда Марк преподавал студентам в одном из новоявленных университетов, для него не было невозможных дисциплин, и администрация этим пользовалась, насколько он позволял. Помимо понятных: живописи, рисунка, архитектуры, макетирования, и относительно понятных: «Курс академической скульптуры и пластического моделирования», «Дизайн среды», «Искусство дизайна в науке и технике», «Проектирование в графике», он преподавал нечто, что даже звучит страшновато: «Основы метрологии стандартизации и сертификации»...

Ездил – и по работе, и так, путешествовал с удовольствием. По молодости работал в рекламно-художественном отделе комбината общественного питания. Это был Дом работников торговли. «Так я поехал на Кубу, участвовать в проектировании Дома дружбы – от них».

Отсутствие конкретной веры вовсе не атеизм для любящего разные конфессии: «Я – агностик». И – молился в синагоге, посещал мечети, в Москве увиделся с далай-ламой у Центрального дома литераторов, в Польше – с папой Римским. Шутит: «Я принадлежал к адаптивной религии моих предков – научному коммунизму». С Польшей вообще случилась мистическая история:

– Я гулял с группой приятелей, не помню где: усадьба, лес, парк. С другой стороны просеки мне вдруг машет рукой незнакомый человек. Я ему в ответ помахал. Мне говорят: «Псих скорее всего, обознался, пойдем». Я: «Пусть подойдет, убедится, что не те люди...» Он подошел и в растерянности спросил: «А вы в Польшу едете?» – «Не знаю, а что?» – «Вот, запишите телефон и позвоните по поводу поездки».

Я позвонил. Мне надо было взять деньги на дорогу и подойти в костел Святого Людовика. Был Всемирный день католической молодежи, и Польша открыла границы. И вот я – в ясногорском монастыре паулинов... в качестве паломника... Человек в фиолетовом одеянии выхватывает меня за шкирку из толпы паломников через охрану, и я оказываюсь одним из немногих у чудотворной Ченстоховской Матки Боски. По преданию, ее написал евангелист Лука.

– Ты что-то почувствовал?

– Некое измененное сознание, – улыбается...

– Мне кажется, все необычные, гениальные люди находятся в подобном состоянии в лучшем смысле этого слова...

– Лучшем ли... – сомневается он. – Так вот, покидал я со своим паспортом территорию Советского Союза, а вернулся... Советского Союза уже не было.

Заговорили как-то про азарт. Вспоминает:

– Услышал мнение ученого, что картежничество Пушкина – катализатор его работоспособности. Тогда была карточная игра штосс, там все зависит от чистой случайности, она не управляема обычной логикой, то есть состояние подвешенности к неопределенности есть стимул к постоянному творческому возбуждению.

– Каждый мужчина – случайно выживший мальчик! – добавляю я бродячую шутку.

– Любой живой – это случайно выживший... – парирует он.

Беседа с ним – особое удовольствие, поскольку любой вопрос, любую ситуацию – человека ли, частный случай или событие глобального масштаба он рассматривает с нестандартного ракурса.

Его необычность и неторопливая свобода бросаются в глаза. Кажется – он изначально невозмутим, потому что и о возмутимом он рассказывает со взглядом будто откуда-то сверху, словно ведает четвертым измерением. Его способность неподчинения глупым стандартам – феноменальна. Он вообще виртуоз мысли, в устном общении загибает столь сложные и красивые обороты, что я хватаюсь за ручку и пытаюсь записать. И там, где другого могут оскорбить, унизить, обидеть – от него отступают, как волна от берега или словно он одет в невидимую броню. Изысканно вежливый, он может огрызнуться – едко и умно. Заметила: люди с повышенным интеллектом не бывают «добренькими», скорее – щедрыми.

С ним-то и состоялся однажды желанный диалог.

Связь через пиявку

– Марк, есть у меня знакомый философ. Соединив экологию с философией в одно неделимое целое, он гордо именует себя экософом. Можно, я прочту один его текст?

– Конечно, Лера.

– Вот, нашла. Название статьи: «Экософия гирудотерапии как будущего интегративной медицины». Читаю: «... проще говоря, общение человека-с-человеком посредством пиявки есть такая особая реальность, которая представляет собой существенное приближение к искомому и столь необходимому ныне экофильному идеалу для всей системы общения Человека с Природой, или Культуры гармоничного будущего. Решая свои профессиональные проблемы, гирудотерапевты решают тем самым глобальные общечеловеческие проблемы выхода из экокатастрофичной ситуации и перехода во имя этого на качественно новый «виток исторической спирали».

– Мне просто интересно, что ты скажешь.

– Смешно!

– А серьезно? Что можно подумать о человеке, который это написал?

– Человек, с одной стороны, выстраивает некую модель – парадоксальную, в общем, понятно, парадокс должен привлечь внимание к проблеме, а вот дальше происходит…

– Что?

– Вот... «общение человека с природой» – бесспорно, а вот «культура гармоничного будущего» – не уверен... Это разные вещи. Есть некая подмена.

– Подмена чего чем?

– Общение человека с человеком посредством пиявки – невозможно.

– Почему? Разве лечение – не есть общение человека с человеком?..

– Дальше. Здесь «есть такая особая реальность»...

– Ты не забыл о пиявках?

– Отлично помню. Но мы сейчас рассматриваем гирудотерапию не с точки зрения пиявки, а с точки зрения человека, потому как пиявку, после того как она напьется крови, утилизируют, проще говоря, убивают.

– Да.

– Но это не является гармоничным общением с природой – так, на секундочку.

– Это является гармоничным лечением человека через...

– Через убийство.

– Ну да, получается так...

– Очень христианский текст.

– А он и не претендует...

– Вот смотри: «Решая свои профессиональные проблемы, гирудотерапевты решают тем самым глобальные общечеловеческие проблемы выхода из экокатастрофичной ситуации и перехода во имя этого на качественно новый «виток исторической спирали».

В чем этот виток? В дальнейшем уничтожении кого-то? В дальнейшем использовании каких-то животных? Новый виток рабовладельческого общества в качестве пиявок? То есть идет подмена: не общение человека с человеком посредством пиявки, а общение человека и пиявки.

– Но врач разве не...

– А он не человек, он инструмент в данном случае.

– И пиявка тоже инструмент?

– Конечно!

– А если так: «... общение человека-с-человеком посредством компьютера есть выход на новый…»

– Но общение человека-с-человеком посредством компьютера есть! Существует.

– Выходит, вместо пиявки можно вставить любое слово?

– Абсолютно любое: «... все что угодно есть особая реальность, которая представляет собой существенное приближение к искомому и столь необходимому ныне экофильному идеалу для всей системы общения Человека с Природой...»

«Эмоция идиотизма»

– А как ты определишь автора текста и текст?

– Текст? Он ни о чем.

– То есть он информативно нулевой?

– Абсолютно.

– Или он с минусом вообще?

– С минусом, потому что отбирает некоторое количество времени.

– Пустой – потому что ложный? Бессмысленный, бессознательный?

– Ни смысла, ни эмоций.

– У философов не бывает эмоций в текстах.

– Да, но что-то из контекста может использоваться в качестве парадоксального суждения, которое дальше готовит человека к разговору о каких-то парадоксальных пустых вещах.

– Он самопародиен?

– Да.

– «Система общения Человека с Природой...», то есть Человек (с большой буквы) – который здесь, то есть имеется в виду сам автор, а дальше природа и все что угодно, – его это уже не интересует, потому что это он общается со всей остальной природой, и именно поэтому это является культурой гармоничного будущего: вот я общаюсь со всеми – и мне хорошо! И у меня – гармоничное будущее, и общаюсь я с будущим гармонично только потому, что общаюсь со всеми посредством пиявки, то есть я тяну из всех энергию...

– Такой Дуремар получается?

– В общем, да.

– Забавно! Пиявка тут встала весьма красиво с точки зрения образности. Можно ее заменить на такое же смешное нечто? Сейчас текст является авторским, а мне хотелось бы сделать его выдуманным. Но здесь слово пиявка играет главную роль – и мне сказали, что заменить его невозможно...

– Речь о гирудотерапии, поэтому смысл этого текста – реклама гирудотерапии.

– То есть нельзя сделать аналог, адекватный этому тексту?

– Ну почему? Можно, например: «... общение человека-с-человеком посредством кровососущих есть такая особая реальность...»

– Посредством вампира?!

– Пожалуйста! Или клопа.

– Интересно, как будет звучать текст с вампиром?

– Пожалуйста! Вот так: «... общение человека-с-человеком посредством вампира есть такая особая реальность, которая представляет собой существенное приближение к искомому и столь необходимому ныне экофильному идеалу для всей системы общения Человека с Природой, или Культуры гармоничного будущего».

– А если вставить валенок?

– «... общение человека-с-человеком посредством валенка есть такая особая реальность...»

– Красиво получается! Какой интересный текст! Но все же он имеет какую-то ценность или нет?

– Он имеет ценность парадокса: некие слова, которые не имеют почти никакого смысла. Как слово «почти»: почти живой, почти умный – из этой серии, понимаешь? Почти философ написал это – кандидат, доцент, доктор, кто он там. Слова, слова, слова, которые не несут никакого смысла. В данном случае эта вещь по-своему эмоциональна: светлое будущее – как это замечательно, как здорово! Нет реальности – есть эмоции, нет фактов.

– Ты все же находишь этот текст эмоциональным?

– Да, эмоционально-идиотским. Эмоция идиотизма очень четко тут проявлена.

«Мы анализируем слова»

– Представляешь, если бы я сейчас записала наш разговор и послала его автору – инфаркт обеспечен человеку. Он ведь жизнь на это потратил.

– И это будет эмоциональная реакция. Пример бессмысленности эмоций в данном случае.

– Я, с одной стороны, жалею, потому что моя прошлая поездка с ним в Чебоксары на университетский форум была совершенно идиотской, но я надеюсь, что рано или поздно напишу рассказ про эту поездку и общение с этим товарищем, и тогда она перестанет быть для меня бессмысленной.

– Понимаю.

– Причем знаешь, что удивляет? Много лет назад он меня вдохновил: я общалась с ним, писала статьи с учетом его интересов, мне казалось, что он настоящий ученый. Он производил впечатление и внешне светлого человека, и вот по старой памяти я и попала, точнее пропала на этом форуме с ним... А возраст уже другой и мозги другие. И я вижу теперь за внешним благообразием и солидным обликом всю эту вторичность и ложную пафосность, эту пустоту. Но он – человек, который свято верит в самого себя и в свое дело.

– Именно, свято верит: я вот сам себе гений, я этим занимаюсь – ничего другого нет.

– Без обратной связи?

– Конечно.

– И текст его – без обратной связи?

– Абсолютно.

– Хотя тут и пиявка, и гармоничное будущее...

– Да, но обратной связи нет. Обратная связь – с чем? С будущим, которого не будет? С пиявкой, у которой нет будущего? Какая «культура гармонического будущего»?

– Ну, с пиявкой. Разве это не позитивно? Пиявки всем подарили здоровье, болезней нет. Все теперь живут в мире гармоничного будущего...

– Нет...

– Да! И пиявки сыты...

– Но мертвы. Сытая смерть пиявок вознаменует события гармоничного будущего...

– Мы сейчас договоримся...

– Ну почему, мы очень четко делаем выводы из тех слов, которые здесь написаны. Мы анализируем слова, мы их четко расшифровываем.

– Человек душу и жизнь на это кладет.

– Пусть кладет.

– Пишет бесконечные тексты об экофильном и экофобном настоящем и гармоничном будущем.

– Вопрос: что он понимает под?

– Надо стремиться к светлому будущему.

– Как?

– Гармонизировать себя – путем отрицания себя. По его утверждению, за счет этого происходит рост.

– Если я отрицаю себя, то некого гармонизировать. Значит, я отрицаю и свой рост...

Зарабатывание кармы

– Марк, а нужны ли миру такие чудаки, которые непонятно чем занимаются? Которые уверены, что занимаются делом? Спасают мир! Автор искренне и безоговорочно убежден, что он не графоман от науки, не циничный профанатор, а подвижник. Он искренне верит в то, что пишет, верит, что хочет спасти мир и человечество, такой Брюс Уильямс.

– Точнее, Иисус Христос.

– Но он реально думает, что его идеи помогут человечеству спастись.

– Понятно, он – сын бога и несет из себя слово – евангелие называется. Все просто: такая же секта. Человек хочет создать секту.

– Ой, как он меня зазывал туда!

– Естественно, он же и мессия, и миссионер.

– Он очень хотел меня в качестве писателя поставить под свои знамена, использовать под свои нужды...

– Создание гармоничного будущего – разве не оправдывает? А какова конкретика этого будущего?

– Он сердится, когда его спрашивают: «Все очень здорово звучит. А скажите, что же реально каждый человек может сделать для вашего лучшего из миров?» – обижается, даже злится. Говорит: «Я – генератор идей, даю миру идеи, а воплощать их и думать, как именно воплощать, должны практики».

– Потому что у него это отсутствует, способность воплощать что-либо.

– Подожди, человек жизнь кладет на это, не спит, не ест, пишет с утра до ночи, выдает километрами эти тексты – ты не представляешь, какое их количество!

– Все лучше, чем водку пить.

– То есть он графоман от науки абсолютный?

– Конечно.

– И как таких людей воспринимать? Как потерянные души? Люди занимаются не тем? Ошиблись призванием? Но – много томов, порою награды, звания... Ведь его печатают в большом количестве: институт, издательства.

– Это зарабатывание определенной кармы, вот и все.

– Но если человек идет по ложному пути и не видит, что он делает бессмысленные вещи – разве это не беда, не трагедия?

– Да, это трагедия.

– И он ведь не поверит тому, кто попытается показать-доказать ему это, обзовет завистником... Явно не нашлось такого. Вероятно, родственники даже говорили ему: «Пиши, думай – ты классный, ты особенный: издавай книги на хорошей бумаге, выступай...» Когда человек не слышит критики – это отсутствие обратной связи?

– Конечно.

– Люди без обратной связи могут быть счастливыми?

– Да, верующие.

– А неверующие?

– Они счастливы, абсолютно счастливы, потому что они главные в мире, они не видят других: кроме них нет никого.

– Тем не менее одна моя подруга живет без обратной связи и страдает от множества самых разных вещей.

– Она счастлива.

– Страдая?

– Конечно. Она позиционирует себя как человека, который переносит такие страдания. Она исключительна. Она составляет секту из одного-единственного человека – из себя самой. Поэтому она такая же верующая – она верует в свои страдания.

И мы поговорим…

Болезнь постепенно лишает моего друга зрения. И – любимого чтения. Остается лишь аудио. Он устал – от бесконечных закапываний в глаза, операции после воспаления век. Он слишком независим, чтобы разрешить кому-то помочь ему по дому, кого-то о чем-то попросить. Услышав подобные предложения – вежливейшим образом благодарит, но отказывается. Экзюпери придумал Маленького Принца. Марк похож на большого принца, у которого своя звезда-планета: с его мандалами, миниатюрами и марсианками, вмещающими вселенную. Человек с абсолютным слухом и вкусом – ко всему: к жизни, к людям, к себе и к «вокруг». При этом он совсем не сентиментален. Скорее категоричен.

Но я знаю: когда бы я ни позвонила – а я, к сожалению, делаю это реже, чем хотелось бы, – услышу искреннее, произнесенное мягким голосом, не знающим суеты:

– Привет! Очень рад слышать.

И мы поговорим.

О том, что на связь двух людей не влияют расстояния, если люди обладают сходной энергией – да, словно на квантовом уровне это происходит. О том, что слово «энергетика» замучено; «Лера, мне понравилось твое определение в виде «разницы температур» – теплый воздух поднимается к потолку». Это он вот о чем: моя близкая подруга рассталась со мной, сославшись на обиду из-за моей занятости и неспособности, как иногда прежде, вести по телефону многочасовые беседы «за жизнь». Она определила эту «разницу температур» как мою высокомерность. И Марк утешит: «Ярлычки навешиваются, чтобы сделать хоть немного понятным непонятное...»

И еще поговорим о том, что чудо в жизни встречается всем, но не каждый способен его увидеть...  


Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
905
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
810
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
755
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
859

Другие новости