|
|
Главный конструктор НПО «Молния» Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский в своем кабинете демонстрирует макет транспортной космической системы МАКС. Декабрь 1994 года. Фото Андрея Ваганова |
Рождение «Молнии»
НПО «Молния» было организовано для создания планера орбитального космического корабля многоразового использования «Буран». Этот космический самолет совершил уникальный по многим параметрам космический полет 15 ноября 1988 года, завершившийся впервые в мире автоматической посадкой на аэродром.
В состав НПО «Молния» вошли два конструкторских бюро: КБ «Буревестник» (главный конструктор А.В. Потопалов) и КБ «Молния» (главный конструктор М.Р. Бисноват). В объединение был включен также Экспериментальный машиностроительный завод (генеральный конструктор В.М. Мясищев), расположенный в городе Жуковском. В качестве основной производственной площадки был выбран Тушинский машиностроительный завод. Район Тушино в Москве подходил идеально: железнодорожная ветка, рядом каналы и Москва-река. По сей день на этой производственной площадке есть возможность изготовить аппарат любого размера и вывезти его по воде куда угодно.
Генеральным директором, главным конструктором НПО «Молния» стал Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, до этого руководивший работами по системе «Спираль». По теме «Спираль» создавалась двухступенчатая авиационно-космическая система, состоящая из самолета-разгонщика и орбитального самолета с ракетным ускорителем. По всем параметрам система «Спираль» превосходила американского конкурента Dyna Soar.
Бывший министр авиационной промышленности Иван Силаев отмечал: «Меня поразили глубина, сложность и дерзость замысла Лозино-Лозинского. Думаю, что «Спираль» – это проект, который лет на 50 по крайней мере опередил свое время».
Однако этот проект не получил должного продолжения. Как вспоминал сам Глеб Евгеньевич, его остановил волевым решением маршал Андрей Гречко, заявив, что «нужно заниматься делом, а не фантастикой».
Что пришло на место «Спирали»? Пришел «Буран», крылатый космический самолет.
24 февраля 1976 года министром авиационной промышленности (МАП) СССР Петром Дементьевым был подписан приказ об организации научно-производственного объединения «Молния» – уникального аэрокосмического предприятия. Именно этому НПО было поручено создание планера многоразового орбитального корабля (ОК) «Буран», части его бортовых систем, а также обеспечение полета при спуске с высоты 100 км.
Но в реализации программы «Энергия» – «Буран» принимало участие 70 министерств и ведомств и 1286 предприятий СССР (более 1 млн человек). Однако по ряду причин программа «Энергия» – «Буран» была закрыта. Как утверждают очевидцы, генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев рассуждал, видимо, так: американцы пообещали стратегическую оборонную инициативу (СОИ) не разворачивать, так зачем СССР противодействие СОИ виде «Бурана»? А официально проект «Бурана» прикрыл в 1993 году уже президент России Борис Ельцин.
Несмотря на это, в том же году на предприятие приезжает американская делегация, которая по большей части состояла из кадровых сотрудников спецслужб США. Американцы просто сказали: «Вам это не нужно!» Сразу после их визита приступили к ликвидации уникального предприятия. Так в ряде фирм были уничтожены практически все архивы по этой системе, результаты экспериментов в комплексе с кораблем «Буран».
Отблески «Молнии»
НПО «Молния» в те трудные годы выживало, как могло. На предприятии выполнялись какие-то частные заказы, сдавались корпуса в аренду под склады и офисы, устраивались ремонтные мастерские.
На предприятии в советское время работало 28 тыс. человек; в начале 2000-х годов – около 3500 человек; на 2012 год числилось 1500 человек… В 2013 году численность сотрудников составляла уже 860 человек. После организованной процедуры банкротства завода в 2013–2015 годах в штате осталось не более 150 сотрудников.
Апофеозом уничтожения предприятия стал в 2015 году сильный пожар. На Тушинском машиностроительном заводе (ТМЗ) внезапно сгорел самый современный цех № 110; там располагался контрольно-испытательный комплекс (КИК) с огромной безэховой камерой, где собирали и готовили когда-то к полету «Буран».
Кроме того, как заявили чиновники, на территории бывшей промзоны в районе Тушино будет возведено 550 тыс. кв. м общественно-деловой, производственной и социальной недвижимости. Еще 550 тыс. «квадратов» займет современное жилье!
При этом программа «Буран» не закрыта до сих пор. Программа многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС) заморожена. Даже сегодня она поражает специалистов своей новизной. МАКС – это полностью проработанный проект воздушного старта, который состоит из самолета-носителя (Ан-225 «Мрия») и орбитального космического корабля-ракетоплана (космоплана, называемого еще орбитальным самолетом).
Стоимость выведения (и возвращения на Землю) авиационно-космической системой МАКС килограмма полезной нагрузки на орбиту высотой 200 км – всего 1200 долл. Аналогичный показатель для системы «Спейс Шаттл» составлял 15–20 тыс. долл.
Масштабный макет МАКСа еще в 1997 году демонстрировался на выставке в Ле-Бурже. Получив все возможные международные призы, МАКС так проектом и остался, потому что не было средств для его выполнения. Зато сегодня в США проходят летные испытания аналоги МАКСа – система Stratolaunch Systems и орбитальный челнок Dream Chaser.
Разработанные на «Молнии» ракеты-мишени семейств «Стриж» и «Армавир», оказывается, сегодня не нужны. А ведь эти ракеты предназначались для имитации характеристик полета существующих и перспективных средств воздушного нападения. В том числе они могли имитировать малозаметные цели, летящие на высоте от 50 м до 20 км. Ракеты-мишени предоставляют безопасную возможность в мирное время воссоздать условия, близкие к боевым, например при учебной подготовке расчетов зенитных ракетных комплексов.
Проект сверхтяжелого триплана «Молния-1000» «Геракл» тоже был остановлен. А ведь тогда, в 90-е годы прошлого столетия, он мог стать самым большим самолетом в мире. Самолет обладал длиной около 73 м, размахом крыла свыше 90 м и высотой 17,5 м. Он оснащался шестью турбореактивными установками с суммарной тягой в 240 т. «Геракл» был способен к полету на расстояния до 18 тыс. км на скорости 840 км/ч. Длина его разбега – свыше 2,3 км. Параллельно разрабатывалась пассажирская модификация триплана, способная вместить 1200 пассажиров.
Его проект занял первое место на Всемирном салоне изобретений в Бельгии. Американский двухфюзеляжный самолет Stratolaunch впервые поднялся в воздух в 2019 году. По конструкции он схож с советским «Гераклом», но по грузоподъемности отстает на 110 т. А «Геракл» мог взлететь почти на 25 лет раньше американца.
На предприятии был разработан самолет-такси «Молния-1». Маленький шестиместный самолет был уникален тем, что его невозможно было ввести в штопор. Построено было 20 самолетов в Самаре, но из-за недофинансирования сертификации аппарата не провели.
Судьба «Молнии»
В прошлом году НПО «Молния» опубликовало патент на новый ударный беспилотник малой заметности с использованием стелс-технологий. Он имеет трапециевидный граненый фюзеляж, стреловидное высокорасположенное крыло, S-образный воздухозаборник над корпусом. Радиопрозрачные материалы в конструкции снижают его радиолокационную заметность. Кроме того, этот дрон может нести как осколочно-фугасные, так и термобарические боевые части, а также способен оснащаться оборудованием для имитации воздушных целей.
В совокупности с последующим полетом на предельно малой высоте (до 100 м) значительно снижается время реагирования вражеских средств обнаружения. Так что продукция НПО «Молния» сегодня также востребована.
В апреле 2024 года ветераны НПО «Молния», Тушинского машиностроительного завода, ММП им. В.В. Чернышева обратились в правительство Российской Федерации, в госкорпорацию «Роскосмос» с предложениями о создании на базе Промплощадки № 42 «Тушино» инновационного научно-технологического образовательного центра (объединения) многоразовых аэрокосмических систем и присвоить ему имя Г.Е. Лозино-Лозинского, выдающего деятеля науки и техники.
К сожалению, до сих пор ответов не поступило. А ведь скоро, в феврале 2026 года, исполнится 50 лет со дня создания НПО «Молния», которым на протяжении многих лет руководил этот выдающийся человек, конструктор и организатор. Увековечение имени Г.Е. Лозино-Лозинского послужило бы популяризации возрождения авиационно-космических систем не только в России, но и во всем мире.
В свое время ведущий летчик МКС «Буран» Герой Советского Союза Игорь Волк отмечал: «Для обеспечения принципиальной возможности разработки ряда проектов перспективных образцов гиперзвуковой и ракетно-космической техники, в том числе включенных в федеральные государственные программы, необходимо безусловное сохранение и использование потенциала ОАО «НПО «Молния» как единого научно-производственного комплекса и полноценное воссоздание научной школы».
Действительно, в современных условиях развития отрасли решение о сохранении ОАО НПО «Молния» не имеет альтернативы. Особенно с учетом резкой активизации деятельности зарубежных конкурентов в этой области. Сохранение фирмы позволило бы в полной мере начать использовать имеющиеся уникальные научно-технические и производственные заделы по многоразовым и гиперзвуковым тематикам и обеспечить полноценное вовлечение архива разработок ОАО «НПО «Молния» в развитие космической отрасли.
