Необходимость перехода от вертикально интегрированной энергетики к распределенной. Из презентации Александра Старченко
В Москве в рамках Института Адама Смита прошла конференция «Энергетика России: от эволюции к революции». На ней прошло экспертное обсуждение перспектив развития энергетики России на следующие 10 лет. Среди участников – такие важнейшие для отрасли организации, как Ассоциация сообщества потребителей энергии, Совет производителей и стратегических инвесторов электроэнергии, ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, представители министерств энергетики, промторга, комитета Госдумы по энергетике, а также ведущие в области электроэнергетики фирмы «ИнтерРАО», «Русэнергосбыт», «Россети», «Т Плюс», «Сименс», центр энергетики «Сколково» и ряд других.
Новые направления энергетики
К ключевым темам конференции относились «Модернизация и локализация производства оборудования для модернизации ТЭКа», «Задачи России в формировании правил функционирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза», «Совершенствование рынка электроэнергии и мощности», «Практическое сравнение моделей энергорынков России и Евросоюза», «Перспективы розничного рынка электроэнергии: проблемы и решения», «Инновации в энергетике: мифы и реальность», «Перспективы продления мер поддержки ВИЭ в России».
Панельная дискуссия в первый день конференции началась с вопроса председателя Наблюдательного совета ассоциации «Совет производителей энергии», члена правления «ИнтерРАО» Александры Паниной: что бы мы хотели от российской электроэнергетики в ближайшие 10 лет? По ее мнению, «за десять лет энергетика сильно изменилась. И поэтому вопрос, с какими надеждами мы входим в будущее, является достаточно конкретным». Она обосновала свое утверждение тем, что нельзя «игнорировать тренд на электрификацию авто- и железнодорожного транспорта; появление новых энергоемких производств, в том числе таких, как дата-центры; цифровизацию экономики». «В мире к 2050 году рост энергопотребления удвоится, а в России вырастет на треть в ближайшие 15 лет», – отметила Панина в своем выступлении. Другими словами, в ее понимании, лейтмотив конференции звучал как «Я верю в рост электропотребления в течение 10 лет».
Концепции развития
И тут, как выяснилось, существуют самые противоположные концепции этого развития. На конференции столкнулись мнения тех, кто выступает за традиционный путь (пусть и модернизированный) развития электроэнергетики, и теми, кто выступает за поиск принципиально новых решений.
Традиционалисты не отрицали возможности революций в электроэнергетике, но, как заявил заместитель директора департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Андрей Максимов, «революции скорее будут в технологических процессах, в экономике энергетики должна быть нормальная эволюция, обеспечивающая надежность энергоснабжения потребителей». «Минэнерго России разработало ряд нововведений, которые нужно принять в ближайшие годы для поступательного движения: в комплексе поменять систему оплаты услуг по передаче, использовать наработки по перспективному планированию и модернизации в генерации, – пояснил Максимов. – Также должно быть пересмотрено распределение общей нагрузки, так называемого перекрестного субсидирования, внедрены долгосрочные тарифы. Направления для качественного развития энергетики – это цифровизация учета и управления». Его поддержал ряд других выступавших. Так, заместитель директора департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения Министерства промышленности и торговли РФ Олег Токарев был уверен, что «энергомашиностроение в целом идет в том же тренде, что и энергетика». «У нас настолько большая страна, что есть место традиционной тепловой генерации, атомной энергетике, гидроэнергетике, солнечной и ветроэнергетике. И для всех этих направлений энергетики российская промышленность готова производить оборудование, – отметил он. – Мы ведем разработки для энергетики будущего, прежде всего создание накопителей, а также рассматриваем проекты производства энергетического оборудования с использованием digital-twin. Это позволит диагностировать оборудование в режиме реального времени и перейти к ремонтам по фактическому состоянию». Технический директор «Сименс. Технологии газовых турбин» Александр Лебедев рассказал, что его компания уже направила более 110 млн евро на создание в Ленинградской области полного комплекса для производства и сервиса газовых турбин мощностью более 60 МВт для рынка РФ и СНГ. «Продолжается работа по квалификации российских поставщиков заготовок компонентов ГТУ. Все эти меры позволят обеспечить уровень локализации производства 70% к 2020 году», – подчеркнул он.
Отвечая на вопрос участников конференции, Лебедев подчеркнул, что в течение предстоящих 10 лет традиционная энергетика выдержит любую конкуренцию в силу географических и климатических особенностей России. Традиционная энергетика будет востребована, в том числе и в области модернизации энергетического оборудования. В частности, в Западно-Сибирском регионе, куда поставляются производимые «Сименсом» газовые турбины.
Несколько выбивался из общего направления дискуссии в начале панельного заседания лишь заместитель генерального директора «Татэнерго» Айрат Сабирзанов. Он считает, что «пришло время формировать принципиально новые экосистемы в отрасли». По его словам, появляются новые технологии производства, передачи, распределения и сбыта электроэнергии, управления энергосистемой, ценозависимого потребления. Новые понятия в энергетике: блокчейн, биг-дата, майнинг криптовалют, виртуальная электростанция, виртуальный потребитель, цифровая сеть. Энергетические компании заинтересованы участвовать в развитии технологий, поскольку это поможет им лучше балансировать нагрузку, повышать надежность электроснабжения и обходиться без строительства новых электростанций и сетей. И самое главное – при этом увеличивается спрос на их продукцию.
Президент «Русэнергосбыта» Михаил Андронов уверен, что «революция идет. Теперь, электроэнергия – это товар, который можно хранить. С одной стороны, дорожает электроэнергия, с другой стороны, батареи дешевеют и объем их продаж растет. ВИЭ-генерация становится технологически более эффективной. Потребители превращаются в просьюмеров, устанавливая ветряки и батареи». Старший директор по развитию бизнеса Wеrtsilе Corporation Андрей Никитин уточнил, что «системы хранения – это прекрасный инструмент, но стоимость пока что высока, экономически эффективны они будут, когда стоимость уменьшиться на 70% от нынешней, по прогнозам, это может произойти по истечении 10 лет». Поэтому Wеrtsilе предлагает гибридные энергетические решения, которые основаны на трех технологиях: двигатели, солнечные панели, системы хранения энергии. Всем этим управляет система энергопотребления.
В рамках конференции президент компании «Русэнергосбыт» Михаил Андронов выступил на первой дискуссии с докладом «Электроэнергетика с точки зрения энергосбытовых компаний: вектор развития». Спикер начал свое выступление с представления текущей ситуации в отрасли. По его словам, сегодня в электроэнергетике сформировалось большое количество стереотипов, связанных с хранением, производством и потреблением электроэнергии.
В своем докладе президент компании «Русэнергосбыт» обозначил глобальные тренды рынка и основные векторы развития отрасли. Как отмечает Михаил Андронов, электроэнергия – это товар, который можно хранить. С каждым годом системы хранения укрепляют свои позиции на рынке: их стоимость падает, в то время как объемы продаж стремительно растут. В качестве примера он привел компанию Enel, которая запустила в эксплуатацию промышленное хранилище энергии в Италии, и Tesla Powerpack, крупнейшее хранилище в Австралии, общей мощностью 100 МВт, которое было построено за 100 дней. В России же применение систем хранения электроэнергии только начинает развиваться.
Более того, развитие электротранспорта, по сути дела, означает создание массового количества накопителей энергии. Ведь каждый электромобиль является системой сохранения электроэнегии, которую он получает по льготному тарифу ночью и может отдавать в сеть в период утренних и вечерних пиков потребления.
Схема потребления электроэнергии. Из презентации Александра Старченко |
Перспективы альтернативной энергетики
Вторым глобальным трендом рынка электроэнергетики является развитие альтернативной энергетики. Как отметил в своем докладе президент «Русэнергосбыта», сегодня производство выгодно не только для крупных генераций. Технологический прогресс не стоит на месте, и рынок ВИЭ активно развивается. По словам Михаила Андронова, стоимость строительства ветропарков и солнечных батарей с каждым годом снижается. Так, за 10 лет стоимость ветряных модулей снизилась более чем в 3 раза, а солнечных панелей – в 8 раз. При этом виден рост эффективности ВИЭ-генерации. В некоторых странах она стала выгодной и полноценно конкурирует с традиционной генерацией.
Благодаря техническому прогрессу в отрасли появился еще один тренд – переход от consumers к prosumers, другими словами, от потребителей электронергии к ее производителям. Как отметил Андронов, «в прошлом энергетика представляла собой отрасль исключительно для крупных игроков. Сейчас же ситуация меняется кардинально. С развитием технологий классические потребители постепенно становятся производителями энергии, начиная занимать все более весомую долю в энергобалансе». Переход от consumers к prosumers будет возможным благодаря значительной микрогенерации, в большей степени за счет установки солнечных панелей в домашних хозяйствах, а также благодаря внедрению механизма управления спросом на электроэнергию – demand response. Перечисленные механизмы являются альтернативой дорогостоящему строительству крупной генерации и позволяют в значительной степени сэкономить средства потребителей, считает он.
В этом плане полезно напомнить читателям о том, что в законодательство в сфере электроэнергетики вводится понятие «объект микрогенерации» и устанавливаются критерии отнесения генерирующих объектов к этой категории. Принятие законопроекта упростит процедуру размещения объектов микрогенерации, предоставит их владельцам возможность продавать излишки вырабатываемой электроэнергии на розничных рынках. Однако предложенный проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «Об электроэнергетике» по вопросам развития микрогенерации», разработанный Минэнерго России в соответствии с Планом мероприятий по стимулированию развития генерирующих объектов на основе возобновляемых источников энергии с установленной мощностью до 15 кВт, утвержденным поручением правительства РФ от 19.07.2017 № 5075п-П9, пока еще не принят. Напомним, что проектом предусматривается ввести в понятийный аппарат законодательства РФ об электроэнергетике понятие и критерии «объекта микрогенерации», а также создать правовые основания для стимулирования развития таких объектов, в том числе путем утверждения правительством РФ особенностей порядка их технологического присоединения к электрическим сетям, обеспечения возможности продажи владельцами данных объектов выработанной с их использованием электрической энергии на розничных рынках гарантирующим поставщикам и энергосбытовым организациям, наделения правительства РФ полномочиями по установлению особенностей коммерческого учета соответствующих объемов электрической энергии и по определению иных особенностей взаимодействия потребителей электрической энергии, осуществляющих продажу электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации, с гарантирующими поставщиками и другими субъектами розничных рынков электрической энергии.
Кроме того, проектом предусматривается наделение правительства РФ полномочиями по определению случаев и порядка заключения сетевыми организациями договоров купли-продажи электрической энергии, произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа, в целях компенсации потерь в электрических сетях, а также существенных условий указанных договоров. В октябре правительственная комиссия по законопроектной деятельности его одобрила.
Новые подходы еще в стадии обсуждения
Другими словами, речь уже заходит о принципиально новых тенденциях развития электроэнергетики, которые сегодня можно определить термином «распределенная генерация».
В этих условиях, как отметил Александр Старченко, председатель наблюдательного совета ассоциации «Сообщество потребителей энергии», сейчас появилось много новых технологий, суть которых экономия мощности, снижение спроса потребителей на резервную мощность. В то же время в России планируется потратить 5,5 трлн руб. на искусственное продление жизни крупной генерации на устаревшей технологии паросилового цикла (добавим, главным образом для сохранения резервных мощностей), а на распределенную энергетику вводятся запреты и ограничения до 25 МВт, планируется бессрочно субсидировать угольную генерацию в первой ценовой зоне.
Конечно можно поспорить с докладчиком, что для сохранения угольной генерации в России имеются веские обоснования, связанные не только с отсутствием соответствующих мощностей для замены ТЭС и ТЭЦ, работающих на угле, но и решением социальных вопросов. Ведь центры угледобычи, как правило, являются градообразующими формациями, и от нее зависит благополучие миллионов горняков. Не случайно, что вопрос выхода из угольной генерации, например в Германии, является одним из наиболее острых политичесих вопросов. И против закрытия электростанций на угле выступают в том числе влиятельные в Германии профсоюзы. Тем более, что сейчас существуют методы улавливания вредных выбросов, связанных с угольной генерацией. Это существенно снижает возражения экологов, которые представляют собой один из наиболее активных отрядов противников использования угля для производства электроэнергии и тепла.
Напомним, что не везде на территории Российской Федерации цена электроэнергии формируется на конкурентной основе механизмами оптового рынка. На части территории Сибири и практически всей территории Дальнего Востока оптового рынка электроэнергии нет вообще, там существуют лишь разрозненные изолированные энергосистемы. На большей же части территории России электроэнергия поставляется потребителям с оптового рынка. Разделяют ценовые (1, 2) и неценовые (3, 4) зоны оптового рынка.
В ценовых зонах оптового рынка поставка электроэнергии промышленным предприятиям ведется по нерегулируемым ценам, за исключением территорий, для которых установлены особенности функционирования оптового и розничного рынков.
Отсюда вопрос к регуляторам, подчеркивает Старченко: локализации каких технологий мы намерены добиваться на территории России? И с юмором добавляет: «Локализации производства паровозов или того, что сегодня определяет технологический профиль электроэнергетики и даже не завтрашнего, а сегодняшнего дня».
Выводы не в пользу регулятора
Комментируя это выступление, Панина справедливо указала, что существующий рынок в России не дает правильных сигналов инвесторам насчет того, какие объекты генерации ему нужны. Поэтому они инвестируют в традиционную генерацию. В этой связи она призвала государство как представителей генерирующей стороны (в данном случае, видимо, Минэнерго) давать инвесторам, как она выразилась, правильные сигналы, чтобы инвестировать в будущее. Другое замечание А. Старченко как ответ на призыв Паниной, заключалось в том, что государство своей регуляторской деятельностью должно создавать условия для грамотной инвестиционной деятельности.
Насколько правительство готово отойти от традиционных представлений об энергетике, пока неясно. В среде чиновников Минэнерго господствуют представления о том, что пока централизованная система электростнабжения должна оставаться незыблемой основой российской энергетики. Хотя опыт зарубежный стран, да и отдельных российских регионов свидетельствует, что именно за распределенной генерацией на самом деле будущее. И чем раньше это осознают в российских ведомствах, регулирующих отрасль, тем быстрее отрасль сможет перейти на новые рельсы развития.
комментарии(0)