0
30445
Газета Интернет-версия

09.03.2020 17:43:00

Снижение энергоемкости ВВП кнутом и пряником

Опубликованы основные положения стратегии России на период до 2035 года

Тэги: энергостратегия, тэк, энергоэффективность


энергостратегия, тэк, энергоэффективность Швейцарский дом с нулевым энергопотреблением. Инфографика «НГ»

В России началось обсуждение новой Энергостратегии РФ на период до 2035 года. На сайте Министерства энергетики России опубликованы основные положения проекта Энергостратегии России на период до 2035 года (далее – Основные положения проекта Стратегии-2035, Стратегия-2035). Как известно, энергетическая стратегия должна обновляться не реже одного раза в пять лет. В связи с этим правительством Российской Федерации было принято решение о корректировке Энергетической стратегии России на период до 2030 (далее – Стратегия-2030) с пролонгацией до 2035 года.

В ходе мониторинга Стратегии-2030 была подтверждена адекватность большинства ее утверждений реальному положению энергетического сектора страны даже в условиях глубокой посткризисной трансформации экономики России. Производство, внутреннее потребление и экспорт первичных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) находятся в целом в рамках или близко к прогнозному коридору Стратегии-2030.

Вместе с тем, как отмечается в Основных положениях проекта Стратегии-2035, развитие топливно-энергетического комплекса (ТЭК) не обеспечивает полного достижения целевых индикаторов Стратегии-2030, особенно качественных, сохраняются проблемы в государственной энергетической политике.

Целью Стратегии-2035 является создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.

Эта цель конкретизируется в ключевых задачах:

- модернизация и развитие энергетики (комплексная модернизация нефтепереработки, Единой электроэнергетической системы, развитие «умных сетей», децентрализованной генерации, комплексная модернизация теплоснабжения и др.);

- развитие внутренней энергетической инфраструктуры (преодоление традиционного дисбаланса в пользу экспортных проектов и экспортной инфраструктуры);

- развитие внутренних энергетических рынков (снижение степени монополизации, повышение эффективности регулирования, развитие конкуренции и биржевой торговли);

- повышение эффективности воспроизводства запасов, добычи и переработки ТЭР для удовлетворения внутреннего и внешнего спроса;

- повышение доступности (по цене, наличию и надежности) и качества энергетических товаров и услуг (за счет внедрения технологических стандартов, снижения издержек компаний энергетического сектора, эффективного госрегулирования, модернизации инфраструктуры);

- повышение гибкости и диверсификация экспортных поставок (выход на новые рынки и развитие новых экспортных маршрутов, а также новых экспортных продуктов);

- повышение конкурентоспособности компаний ТЭК на внешних рынках;

- внедрение принципов устойчивого развития (социальной и экологической ответственности, использования и развития человеческого капитала для инновационного развития и энергоэффективности) в управление энергетическими компаниями и государственное регулирование развития энергетики.

Центральной идеей Стратегии-2035 является переход от ресурсно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию ТЭКа, опирающемуся на полное использование отечественного ресурсного и инновационного потенциалов за счет формирования длинных технологических цепочек с их насыщением инновационными технологиями.

Указанные задачи и направления реализуются в три последовательных этапа, согласованных с Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

Первый этап (2014–2020) – это этап внутренней перестройки, направленной на преодоление узких мест в развитии энергетической инфраструктуры и формирование основ инновационного развития ТЭКа.

Второй этап (2021–2025) – это этап ресурсно-инновационного развития и формирования инфраструктуры новой экономики. Доминантой второго этапа будет повышение энергоэффективности, реализация инновационных и капиталоемких энергетических проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на континентальном шельфе и на полуострове Ямал.

Третий этап (2026–2035) – это этап развития инновационной экономики, выхода российской энергетики на уровень эффективности развитых стран. Основным содержанием этого этапа станет постепенный переход к энергетике нового поколения с опорой на высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов и новых углеводородных и неуглеводородных источников энергии, развитие интеллектуальных энергетических систем.

Основные положения проекта Стратегии-2035 выделяют еще один – четвертый – этап (2036–2050) – этап инновационного развития российской энергетики с переходом к принципиально иным технологическим возможностям высокоэффективного использования традиционных энергоресурсов и неуглеводородных источников энергии.

Основными стратегическими ориентирами Стратегии-2035 должны стать энергетическая безопасность, энергетическая эффективность, экономическая эффективность и устойчивое развитие энергетики.

Взгляд из Госдумы

Одно из первых обсуждений такого важнейшего аспекта Энергостратегии-2035, как энергоэффективность, прошла в Государственной думе. Глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный жестко высказался о необходимости корректировки государственной политики в области энергоэффективности в пользу метода кнута и пряника. Об этом он заявил на заседании рабочей группы Государственного совета РФ по направлению «Энергетика», посвященной снижению энергоемкости ВВП, 7 февраля 2020 года.

Ситуацию в этой сфере он охарактеризовал как неблагополучную. В действующую Энергостратегию-2030 был заложен целевой показатель снижения энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году. «Как вы знаете из государственного доклада, при сохранении нынешнего положения дел его достижение отодвинется на 2043 год. За прошедшие десять лет энергоемкость ВВП, по разным оценкам, снизилась всего на 9–12 %, при этом в последние четыре года она практически не снижается», – отметил он. 

При этом с энергоэффективностью в России дела обстоят не очень хорошо, притом что наша страна обладает огромным потенциалом в этой сфере. Судите сами: Россия добывает порядка 2 млрд т.у.т. энергоресурсов, примерно половину этого объема потребляет российская экономика, половина идет на экспорт. Однако экспорт энергоресурсов дает порядка 65% валютной выручки и 45% доходов в бюджет страны.

С точки зрения Завального, энергосбережение решает три задачи:

- снижение затрат на энергию и повышение конкурентоспособности нашей экономики;

- увеличение потенциала экспорта энергоресурсов;

- улучшение экологической ситуации, достижение целей Парижского соглашения.

3-10-1350.jpg
Для повышения энергоэффективности нужны
значительные инвестиции, которые нельзя
переложить на плечи населения.
Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
30% от потребляемого в России 1 млрд т.у.т. приходится на сам ТЭК, потенциал энергосбережения составляет 30%. Среди остальных отраслей экономики наибольший объем потребления, порядка 50%, приходится на ЖКХ, потенциал энергосбережения выше приблизительно в два раза. При повышении энергоэффективности в этой и других сферах до лучших мировых стандартов, соответственно увеличится и потенциальный объем энергоресурсов, которые можно направить на экспорт.

Объективной причиной того, что последние десять лет энергоемкость ВВП снижалась не слишком активно, Завальный считает отсутствие у субъектов экономики собственно экономической мотивации к повышению энергоэффективности из-за низкой доли в себестоимости продукции затрат на энергоресурсы.

Яркий пример отсутствия мотивации – КОММод, или конкурентные отборы проектов модернизации тепловой генерации на 2022–2024 годы. В решении правительства в качестве одной из задач поставлено повышение энергоэффективности генерации, достижение целевого показателя не более 256 г условного топлива на производство 1 кВт/ч электроэнергии (к 2024 году – 285,4) при существующем сегодня уровне в 309 г. Но на практике большинство проектов, проходящих отбор, – это, по сути, капремонты с продлением ресурса существующего энергонеэффективного оборудования, и ставить новое, энергоэффективное, у компаний экономического интереса нет. Перевод паросиловых станций на парогазовые технологии, например, мог бы дать экономию порядка трети потребляемого ими газа. Но сроки окупаемости превышают разумные пределы, потому что газ, оптовые цены на который регулирует государство, стоит дешево.

Для преодоления этих проблем, считает Завальный, необходима корректировка государственной политики. С одной стороны, нужны более действенные меры поддержки и стимулирования энергоэффективного поведения субъектов экономики, то есть так называемый пряник. С другой – решительное введение штрафных санкций за энергорасточительность, то есть кнут. Например, в качестве штрафных санкций за использование низкоэффективного оборудования для производства электроэнергии и тепла может выступить продажа таким производителям энергоресурсов по более высоким ценам, с повышающим коэффициентом энергоэффективности, коррелирующим с показателем энергоэффективности оборудования по сравнению с наилучшими доступными технологиями, с введением этих норм с временным лагом.

Такая политика стимула или кнута показала свою высокую эффективность при наведении порядка с утилизацией ПНГ (попутный нефтяной газ, который обычно сжигался в факелах). От показателя 60% мы пришли к показателю более 85% и в ближайшее время достигнем целевых 90 и выше, а к 2035-му – 95%.

Хорошим инструментом стимулирования энергоэффективности на протяжении нескольких лет было софинансирование соответствующих региональных программ через госпрограмму «Энергоэффективность и развитие энергетики». Согласно данным Минэкономразвития, в 2011–2014 годах бюджетам регионов выдавалась субсидия на мероприятия по энергосбережению во всех сферах, включая ЖКХ. Было удовлетворено 144 заявки субъектов Федерации на 21,5 млрд руб. субсидий. Эти средства позволили привлечь 119,3 млрд руб. внебюджетного финансирования, то есть на каждый бюджетный рубль привлечено 5,5 внебюджетного рубля.

Однако в последние годы бюджетное финансирование программ энергосбережения сократилось в 100 раз. Комитет по энергетике все эти годы в своих заключениях на проект федерального бюджета просил вернуться к хорошо зарекомендовавшей себя практике, но нас не услышали. А потом энергоэффективность и вовсе передали в ведение Министерства экономического развития. Надеюсь, оно рассмотрит возможность вернуться к софинансированию региональных программ энергосбережения.

Еще одна мера, необходимая для повышения энергоэффективности, – создание достоверной и полной интеллектуальной системы учета всех потребляемых энергоресурсов. Как вы знаете, сегодня мы стимулируем установку счетчика потребителем при помощи понуждающего коэффициента 1,5, но цели не достигаем. Нужен перенос ответственности по установке и поверке приборов учета с потребителя на сетевую компанию. При этом счетчики должны быть с удаленным доступом для снятия показаний и возможностью блокировки подачи ресурса. В части электроэнергии первые шаги уже сделаны с принятием соответствующего закона, но в части природного газа и других видов ресурсов прогресса нет. Но без этого навести порядок не получится, и это надо понять. И комитет Госдумы по энергетике неоднократно направлял соответствующие рекомендации в правительство РФ, а также отдельные профильные министерства.

Следующий важнейший момент. Усиление экономической мотивации субъектов экономики к повышению энергоэффективности невозможно без развития межтопливной конкуренции и рыночного ценообразования на газ. Газ, как известно, уже занимает около 60% в энергобалансе страны, а в европейской части России его доля превышает 80%. Отсутствие элементов полноценного внутреннего рынка газа, правильных ценовых сигналов негативно сказывается на энергоэффективности и развитии всей экономики страны. Конечно, подходы и механизмы либерализации внутреннего рынка газа – тема для отдельной дискуссии, но без нее экономической мотивации к рациональному потреблению энергоресурсов в российской экономике не добиться.

Еще одна проблема, требующая решения, связана с открытыми системами горячего водоснабжения, которые до сих пор существуют во многих населенных пунктах. Очередной срок ее вывода из эксплуатации назначен на 2022 год, но, если проблему будут решать традиционным способом, муниципалитеты не найдут на это денег. Правильным выходом мог бы стать переход на строительство в домах индивидуальных тепловых пунктов. Это на 30% может снизить потери тепла и обеспечить качественное горячее водоснабжение.

И последнее. На данный момент, по словам Завального, в комитете есть понимание ситуации в сфере энергоэффективности, основных проблем, а также путей решения. Есть целеполагание. Не хватает единого государственного системного и последовательного подхода и утвержденных механизмов реализации необходимых мер. Как считает Завальный, необходима отдельная государственная программа повышения энергоэффективности, а также очередная более предметная корректировка нормативной базы.

Снижение энергоемкости ВВП для всех стран мира – задача первостепенной важности. Этот показатель напрямую связан с конкурентоспособностью продукции страны на мировых рынках, улучшением экологии, ростом энергетической безопасности и уровнем жизни населения.

Россия сильно отстает в этом вопросе. Поставленная президентом России задача снизить энергоемкость ВВП к 2020 году на 40% относительно уровня 2007 года не выполнена. Более того, при сохранении существующих темпов снижения энергоемкости российского ВВП (не более 12% за десять лет) к 2043 году большинство стран мира уйдет далеко вперед.

Вместе с тем положительный опыт по энергосбережению и повышению энергетической эффективности накоплен производственными компаниями, в том числе в сфере топливно-энергетического комплекса. Большое количество мероприятий, способствующих снижению энергоемкости экономики, реализуется в субъектах, при этом, по мнению руководителей регионов, субъекты Российской Федерации обладают существенным потенциалом экономии энергетических ресурсов, но для реализации большего количества мероприятий необходима государственная поддержка, в том числе финансовая со стороны федерального центра.

Швейцарский опыт

Для иллюстрации ситуации в других странах с повышением уровня энергоэффективности, который неразрывно связан с решением вопросов снижения выбросов парниковых газов, заслуживает внимания опыт Альпийской Республики. Автор уже писала в книге «Битва за европейский газовый рынок» (Die Schlacht um Europas Gasmarkt), вышедшей в 2018 году в немецком издательстве Springer, о швейцарском опыте строительства энергонейтральных домов. 18 января текущего года швейцарское издание Swissinfo опубликовало материал «Как обеспечить «энергетический поворот»? В нем речь идет как раз об энергоэффективности. Дело в том, что в Швейцарии на здания приходится около 40% общего энергопотребления и более четверти всех выбросов парниковых газов. Как показано на нижеследующем графике, жилые здания производят больше парниковых газов, чем вся экономика страны.

По словам Кристиана Цайера, директора межотраслевого специализированного объединения Swisscleantech, недостаточно просто повысить налог на выбросы CO2 или заменить масляный обогреватель тепловым насосом без оптимизации параметров внешней облицовки здания. В газете Neue Zürcher Zeitung он предлагает идею создания Фонда финансовой поддержки проектов по модернизации зданий, который мог бы финансироваться страховыми компаниями, пенсионными фондами и банками.

«В отличие от существующей правительственной программы, которая покрывает лишь небольшую часть затрат на энергоэффективный капитальный ремонт, новый фонд мог бы покрывать до 100% затрат», – пишет Цайер. Возвращение этой суммы происходило бы постепенно в течение всей жизни данного объекта. По словам Цайера, выигрыш получили бы все. «Чтобы минимизировать риски для кредиторов, государство могло бы взять на себя страхование дефолта по данному кредиту. Взамен оно тоже получило бы выгоду, потому что такая программа стала бы его вкладом в выполнение обязательств в соответствии с Парижским климатическим соглашением», – пишет он.

Правительство Швейцарии признает, что уже предпринятые до сих пор усилия недостаточны для достижения целей национальной Энергетической стратегии и Парижского соглашения. В конце ноября 2019 года Федеральный совет (правительство Швейцарии) одобрил поэтому парламентскую инициативу, требующую кардинально сократить энергетические потери в строительной отрасли. В документе указано, что «помимо транспорта именно здания и строительная отрасль будут находиться в центре будущих общественных дебатов по вопросам климата как в Швейцарии, где ограничения выбросов парниковых газов будут обсуждаться в рамках новой редакции «Закона о СО2», так и в Европе, где тема реконструкции жилых зданий будет одной из приоритетных тем нового зеленого курса.

Этот пример показывает актуальность обсуждения темы энергоэффективности не только для России, но и для других стран мира. 

Продолжение темы 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Криптовалюта как фактор противодействия ограничениям в отношении российского ТЭКа

Криптовалюта как фактор противодействия ограничениям в отношении российского ТЭКа

Илья Иванинский

Смогут ли цифровые активы стать платежным средством вместо доллара и евро

0
7942
Коммуникационные проекты и современный ТЭК

Коммуникационные проекты и современный ТЭК

Олег Никифоров

О важности связей с общественностью при инвестировании в энергопроекты

0
12231
Подмосковный ТЭК к зиме готов

Подмосковный ТЭК к зиме готов

Георгий Соловьев

Министр энергетики региона Сергей Воропанов – о работе на опережение

0
15625

Другие новости