Испытания нового атомного ледокола «Арктика». Фото Reuters
Заключительный этап ходовых испытаний головного универсального атомного ледокола «Арктика», предшествующий вводу судна в эксплуатацию, начался 23 июня 2020 года. В течение нескольких недель была проверена работа механизмов и оборудования ледокола, протестированы маневренные характеристики судна, спасательные средства и системы, навигационное оборудование. Проведена оценка взаимодействия гребной электрической установки с ядерной и главными турбогенераторами.
Первый этап ходовых испытаний состоялся в декабре 2019 года. В связи с необходимостью доработки турбинной части атомохода он прошел на дизельном ходу без запуска ядерной энергетической установки. Во время пусконаладочных работ в феврале этого года на атомном ледоколе (АЛ) произошел отказ обмотки носового стартера правого гребного электродвигателя, что потребовало демонтажа этого механизма и его замены. С учетом возрастающей интенсивности судоходства в акватории Северного морского пути и длительного времени на производство и поставку гребного электродвигателя (по гарантийным обязательствам до 15 месяцев) было решено принять ледокол, не дожидаясь установки нового электродвигателя.
Отклонения от проектных характеристик будут незначительными, что позволит атомоходу эффективно работать в Арктике. Мощность ледокола составит 50 МВт (вместо 60 МВт), потеря ледопроходимости – до 20 см (от 2,9 м), скорость – 0,6 узла (от 22 узлов по чистой воде). Замена гребного электродвигателя будет произведена в период с августа по ноябрь 2021 года (в это время в акватории Северного морского пути услуги ледокола не востребованы).
Срок эксплуатации атомного ледокола «Ямал» увеличен на шесть лет, до 2028 года. Это уже второе продление срока эксплуатации данного ледокола. Ранее ресурс реакторной установки продлевался до 150 тыс. часов, сейчас он увеличен до 200 тыс. часов.
Выступая на заседании общественного совета Северного морского пути, глава ГК «Росатом» Алексей Лихачев сообщил о планируемой в следующем году закладке ледокола «Чукотка», финального ледокола, завершающего серию АЛ проекта 22220.
Это пятый ледокол после «Арктики» (головного) и трех серийных: «Сибирь», «Урал» и «Якутия». АЛ «Арктика» завершил заключительный этап ходовых испытаний и готовится к сдаче в эксплуатацию; «Сибирь» и «Урал» спущены на воду со стапелей Балтийского завода. Церемония закладки АЛ «Якутия» прошла на Балтийском заводе 26 мая с.г., его сдача в эксплуатацию намечена на конец 2024 года, атомного ледокола «Чукотка» – на конец 2026 года.
На судостроительном комплексе ООО «СКК «Звезда» в г. Большой Камень Приморского края 6 июля состоялась первая резка металла для строительства сверхмощного атомного ледокола проекта 10510 «Лидер».
Основные характеристики АЛ: мощность – 120 МВт, длина – 209 м, ширина – 47,7 м, ледопроходимость (максимальная) – 4 м со скоростью 2 узла. При толщине льда 2 м скорость ледокола составит 12 узлов.
Контракт на строительство Росатомфлот и ООО «СКК «Звезда» подписали в апреле 2020 года на основании распоряжения правительства РФ от 27.03.2019 года «Об определении ООО «СКК «Звезда» единственным исполнителем по строительству ледокола «Лидер».
Судостроительный комплекс «Звезда» создается консорциумом инвесторов во главе с ПАО «НК «Роснефть». Строительство комплекса велось в две очереди. Ключевым элементом второй очереди строительства судоверфи стал сухой док – одно из крупнейших в мире гидротехнических сооружений; его размеры 485 х 114 х 15 м. Именно в нем и будет вестись строительство АЛ проекта 10510. Ввод дока в эксплуатацию намечен на нынешний год.
Атомный ледокол проекта «Лидер» не имеет аналогов. По словам генерального директора ФГУП «Атомфлот» Мустафы Кашки, он обладает «исключительными характеристиками, которые позволят ему гарантированно обеспечить круглогодичные проводки в восточном районе Арктики. Госкорпорацией «Росатом» поддержана инициатива Росатомфлота о присвоении ледоколу проекта 10510 названия «Россия».
В этом году на «ЗИО-Подольск» стартует производство реакторной установки «РИТМ-400», разработанной АО «ОКБМ Африкантов» для этого АЛ. Завершение строительства намечено на 2027 год. До 2033 года ГК «Росатом» планирует ввести в эксплуатацию три атомных ледокола проекта «Лидер».
комментарии(0)