0
13120
Газета Интернет-версия

07.12.2020 16:51:00

Единые энергосистемы постсоветского пространства

По каким направлениям поставки отечественного электричества будут наиболее прибыльными

Руслан Шафиев

Евгений Шамаилов

Об авторе: Руслан Мустакимович Шафиев – доктор экономических наук, профессор, советник государственной гражданской службы первого класса, Российская таможенная академия; Евгений Леонидович Шамаилов – аспирант, Российская таможенная академия.

Тэги: снг, политика, единые энергосистемы, экспорт, энергоресурсы


снг, политика, единые энергосистемы, экспорт, энергоресурсы Схема линий электропередачи проекта CASA-1000. Карта «НГ»

Для России как страны с богатейшими природными ресурсами, имеющей не только национальное, но и глобальное значение, политика в области энергоресурсов является исключительно серьезной сферой. Это, безусловно, очень мощный фактор влияния России на мировую экономику, но ее следует использовать с большой осторожностью, поскольку непосредственно затрагиваются интересы национальной безопасности иностранных государств – импортеров отечественного сырья.

Также следует признать, что в условиях резкого сокращения внутреннего платежеспособного спроса экспортная деятельность российских предприятий способствовала поддержанию производства и занятости в ряде сырьевых отраслей, что обеспечило необходимый минимум инвестиций в развитие смежных отраслей, ориентированных на экспорт. Иными словами, Россия может при необходимости обратиться к статусу сырьевой сверхдержавы, но это ни в коем случае не должно ставить под сомнение ее репутацию надежного поставщика, который гарантирует бесперебойное снабжение партнеров сырьем.

Экспорт электроэнергии составляет небольшую долю доходной части бюджета России, но имеет колоссальные перспективы не только с коммерческой, но и с технической точки зрения, так как, во-первых, электроэнергия обладает таким важным преимуществом перед другими видами энергии, как относительная легкость передачи на большие расстояния, и, во-вторых, электроэнергетика является базовой инфраструктурной отраслью, без изменений в которой невозможно повышение эффективности во всех отраслях науки и техники, улучшение благосостояния населения, обеспечение безопасности (в том числе энергетической) Российской Федерации и достижение других национальных целей, определенных в указе президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Если рассматривать мировой рынок электроэнергетики, то стремление к международному энергообмену сопровождается активным строительством трансграничных ЛЭП, соединяющих на параллельную работу общенациональные или локальные внутригосударственные энергосистемы соседних стран, то есть происходит создание межгосударственных электроэнергетических объединений (МГЭО). Создание таких энергообъединений дополнительно усиливается за счет так называемого эффекта масштаба – интегрального эффекта, связанного со снижением потребности энергосистемы в новых мощностях за счет совмещения максимумов и уплотнения графиков нагрузки стран – участниц МГЭО, а также сокращением необходимых резервов мощности.

Реализация указанного эффекта помимо технической и экономической целесообразности зависит от степени интеграции и глубины кооперации секторов электроэнергетики стран-участниц и особенно от политической обстановки и воли их руководства. Безусловно, для этого также необходима гармонизация законодательной и нормативно-технической базы.

К крупнейшим МГЭО относят: энергообъединение ЕЭС/ОЭС стран СНГ и Балтии, Eastern и Western Grid в США, европейское ENTSO-E, SAPP в Южной Африке, энергообъединение стран MERCOSUR в Южной Америке и энергообъединение стран Центральной Америки SIEPAC. Активно идут интеграционные процессы в странах Азии. В стадии формирования находится энергообъединение юго-восточных стран ASEAN. На повестке дня также находятся формирование южноазиатского (SAARC), центральноазиатского (CAPS) и восточноазиатского (NEAREST) энергообъединений.

Одним из наиболее перспективных для России направлений формирования МГЭО является проект Азиатского энергокольца (Asian Super Grid), предпосылкой для создания которого может послужить многостороннее сотрудничество по линии проработки проектов экспорта электроэнергии из России в страны Северо-Восточной Азии (КНР, Японию, Республику Корея, КНДР). Отметим, что перспективы масштабной региональной кооперации стран Северо-Восточной Азии (далее – СВА) в сфере электроэнергетики изучаются специалистами России, Республики Корея, Японии и Китая с начала 90-х годов прошлого века. Например, исследование по формированию МГЭО в СВА, выполненное ИСЭМ СО РАН, показало, что региональные объемы международной торговли электроэнергией в перспективе могут достичь 400 млрд кВт-ч в год, что, к слову, превышает объемы энергообмена в рамках крупнейшей в истории электроэнергетической системы «Мир» государств – членов СЭВ в 10 раз. Согласно другим данным, около 60% системных эффектов от создания Азиатского энергокольца получат Япония и Китай (за счет отсутствия необходимости ввода новых генерирующих мощностей, использования чистых и дешевых источников энергии и др.). При этом неучастие России в энергокольце приведет более чем к 40% потере его эффективности.

Целями потенциального образования МГЭО «Азиатское энергокольцо» могут являться:

– дополнительный импульс развития энергетического потенциала (Сибири и Дальнего Востока, в основном гидроэнергетического) за счет необходимости интенсификации энергообмена со странами СВА;

– формирование общего электроэнергетического рынка СВА;

– повышение надежности и отказоустойчивости электрохозяйства стран-участниц за счет выравнивания графиков пиковой нагрузки и сокращения необходимых резервов мощности;

– обмен технологиями и создание новых видов материалов и оборудования в рамках сотрудничества в научно-технической сфере;

– поддержка роста использования ВИЭ в странах региона.

Россия по совокупности географических и природных (ресурсных) факторов должна рассматриваться как основной производитель и поставщик электроэнергии в регионе. Соответственно нашей стране необходимо взять на себя инициативу по активному развитию международной энергетической кооперации на государственном уровне, тем более накопленный опыт по формированию МГЭО еще в бытность СССР полностью соответствует глобальным тенденциям развития электроэнергетики.

Второй перспективный проект МГЭО на евразийском пространстве – это восстановление ОЭС Центральной Азии (далее – ОЭС ЦА) в составе энергосистем Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана. В настоящее время в составе ОЭС ЦА работают энергосистемы Узбекистана, Кыргызстана и Южного Казахстана. Энергосистема Южного Казахстана является составной частью Единой энергосистемы Казахстана, через которую ОЭС ЦА работает в параллельном режиме с ЕЭС.

Туркменская энергосистема, работающая сейчас параллельно с энергосистемой Ирана, вышла из состава ОЭС ЦА в 2003 году. Таджикская энергосистема была отделена от ОЭС ЦА в 2009 году из-за систематических внеплановых отборов электроэнергии. Несмотря на многократные обращения Таджикистана с просьбой разрешить восстановление параллельной работы с ОЭС ЦА и получение согласия на это со стороны Казахстана и Кыргызстана, вопрос не решался из-за причин нетехнического характера (в первую очередь из-за непростых таджикско-узбекских взаимоотношений).

Как только кольцо ЛЭП было разорвано, проблемы начались сразу у всех остальных участников ОЭС ЦА: автоматически оказались отключены две области Казахстана, энергосистемы Таджикистана и Киргизии неожиданно оказались энергоизбыточными, сам Узбекистан с его единственной ГЭС встал перед проблемой пиковых нагрузок.

Каждая из стран ЦА пыталась решать энергетические проблемы по-своему. Казахстан теснее кооперировался с Россией, Узбекистан проложил ЛЭП в Афганистан с перспективой экспорта электроэнергии дальше в Пакистан. Чуть позднее аналогичный проект стали осуществлять и Таджикистан вместе с Киргизией.

В мае 2016 года главы правительств Киргизии, Таджикистана, Афганистана и Пакистана торжественно открыли начало строительства ЛЭП CASA-1000, являющегося составляющей программы формирования регионального рынка электроэнергии и мощности в Центральной и Южной Азии (CASAREM). В рамках данного проекта предусматривается строительство линии переменного тока из Киргизии в Таджикистан, а также линии постоянного тока Таджикистан–Афганистан–Пакистан и конверторных подстанций. Завершение проекта планируется к 2022 году.

На данный момент имеются определенные технические сложности по восстановлению параллельной работы как из-за произошедших изменений в самой ОЭС ЦА, так и в схеме энергосистемы Таджикистана. От перспектив восстановления Центрально-Азиатского энергетического кольца зависит возможность экспорта электроэнергии из Таджикистана в Узбекистан. На восстановление необходимо время, а также определенные капиталовложения и трудозатраты. Подключение таджикской энергосистемы будет иметь важное значение и для внешних связей ОЭС ЦА.

В мае 2017 года на заседании глав энергетических ведомств стран региона была поддержана идея восстановления ОЭС ЦА. Это создает условия для беспрепятственного транзита электроэнергии и повышения стабильности работы национальных энергосистем. В широкой перспективе укрепление параллельной работы электроэнергетических комплексов стран ЦА приведет к урегулированию водно-энергетических противоречий: наблюдается наличие избыточной мощности в Таджикистане и Киргизии в вегетационный период и дефицит электроэнергии в Таджикистане в осенне-зимний период.

Если заявленное восстановление ОЭС ЦА состоится, то гипотетически ЕЭС России через Казахстан, Киргизию и Таджикистан получает возможность поставлять электроэнергию в те самые страны, премьер-министры которых торжественно открывали начало строительства ЛЭП CASA-1000, – в Афганистан и Пакистан, а через Туркменистан – в Иран.

В свою очередь, Россия зачастую активно применяет донорство энергии (продавая энергию по низким ценам) в своих отношениях со странами Содружества. Поставки энергосырья из России в бывшие страны СНГ по ценам, значительно меньшим, чем мировые, имели существенные косвенные выгоды для стран Содружества с точки зрения общего повышения их конкурентоспособности, особенно энергоемкого производства, в том числе основного экспортного сектора Украины – черной металлургии.

В целом же российская международная энергетическая политика в будущем может реализовываться по следующим направлениям.

Первое направление – это насыщенные ресурсами развивающиеся страны, которые для России являются дополнительным источником энергетического сырья. Прежде всего речь идет о наращивании коммерческого присутствия России в сырьевом секторе таких стран (например, в странах Южной Америки, Центральной Азии и Африки), приобретении прав на разработку месторождений минерального сырья.

Второе направление предусматривает сотрудничество с другими странами – крупными нетто-экспортерами промышленного сырья для обеспечения стабильного функционирования стратегических рынков сырьевых товаров, в первую очередь энергетики. Основной задачей такого сотрудничества является коллективное регулирование мирового энергетического рынка для поддержания равновесных цен.

Третье направление предполагает тесное сотрудничество России с крупнейшими потребителями и нетто-импортерами сырья, в первую очередь энергоносителями – Китаем, Индией, Кореей и др. В этом случае ключевым вопросом для России является участие этих государств в формировании системы международной энергетической безопасности при решающем участии нашей страны. Россия выступает гарантом непрерывного обеспечения растущих потребностей ведущих мировых держав в энергоносителях. Эти последние активно инвестируют в развитие новых месторождений в России и создание необходимой технологической инфраструктуры.

Четвертое направление – участие России в многостороннем и региональном сотрудничестве в прогнозировании, регулировании и стимулировании рынков сырьевых товаров, прежде всего рынков энергоресурсов и цветных металлов, которые являются самыми неустойчивыми и подвержены спекулятивным факторам. Деятельность России в международных сырьевых организациях служит важным каналом для мониторинга состояния, перспектив развития и регулирования мировых товарных рынков при разработке мировой торговой политики и расширения прямых контактов между российскими и зарубежными компаниями в добыче и торговле сырьевыми материалами. Поэтому следует продолжать совершенствовать систему сотрудничества между Россией и основными международными организациями с помощью соглашений, основной целью которых должно стать повышение стабильности и предсказуемости российского экспорта путем нахождения баланса между интересами производителей и потребителей энергоресурсов. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Си изложил в беседе с Шольцем четыре принципа для недопущения выхода кризиса в Украине из-под контроля

Константин Ремчуков. Си изложил в беседе с Шольцем четыре принципа для недопущения выхода кризиса в Украине из-под контроля

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 22.04.24

0
794
Эрдоган и его противники готовятся к новой схватке

Эрдоган и его противники готовятся к новой схватке

Виктор Надеин-Раевский

Турецкий избиратель недоволен непоследовательностью президента во внешней и внутренней политике

0
879
Цивилизационный транзит и постколониальность Африки

Цивилизационный транзит и постколониальность Африки

Александр Неклесса

Жизнь как последовательность переворотов и деконструкций все чаще дает повод усомниться в прогнозируемости истории

0
1675
Контуры предвидимого мира – 2050 год

Контуры предвидимого мира – 2050 год

Виктор Лось

Можно ли преодолеть критическую триаду глобального кризиса

0
1604

Другие новости