0
13086
Газета Интернет-версия

08.11.2021 18:01:00

Варшава меняет энергетические приоритеты

За польским "атомным пирогом" выстраивается очередь

Андрей Гагаринский

Об авторе: Андрей Юрьевич Гагаринский – доктор физико-математических наук, заместитель руководителя комплекса, ученый секретарь НИЦ «Курчатовский институт»

Тэги: ес, атомная энергетика, польша, энергетическая политика, аэс, жарновец, бизнес, инвестиции


ес, атомная энергетика, польша, энергетическая политика, аэс, жарновец, бизнес, инвестиции Руины недостроенной польской АЭС «Жарновец» скоро станут новой строительной площадкой. Фото Reuters

Вспомним не такую уж далекую историю. После того как в результате Ялтинских соглашений в послевоенной Европе родилось «социалистическое содружество», кремлевское руководство, прекрасно понимая роль «экономических скреп», стало строить организованную систему сотрудничества стран, оказавшихся в зоне его влияния по итогам войны. Так началось атомное сотрудничество стран содружества, формализованное в 1960 году созданием Постоянной комиссии по использованию атомной энергии Совета экономической взаимопомощи. Его итогом стало создание и развитие ядерной энергетики в ряде европейских стран. Сегодня в пяти странах Европейского союза (Болгария, Венгрия, Словакия, Финляндия и Чехия) эксплуатируются 18 энергоблоков с атомными реакторами советской конструкции.

В некоторых странах СЭВ, несмотря на предпринимавшиеся усилия, внедрить реакторы советского дизайна не удалось. К ним относится и Польша. Заказчиком был принят проект АЭС «Жарновец» с реактором ВВЭР, даже начались строительно-монтажные работы, но все уперлось в 1991 год, и на этом закончилось. О ядерной энергии в Польше, казалось, забыли. Сегодня в ее электроэнергии 76% составляет уголь, 8% – ветер, 7% – природный газ. Стоит при этом заметить, что Польша имеет самые большие запасы угля в Европе и является вторым по величине его производителем после Германии. Не все просто с ветром. В 2016 году польский парламент принял закон, практически исключающий дальнейшее строительство ветряных электростанций на суше, оставляя увеличение энергии ветра только на фермы в Балтийском море.

После продолжительных дискуссий, занявших несколько лет, в 2021 году в стране была одобрена энергетическая политика, направленная на сокращение доли угля в структуре производства электроэнергии, правда, довольно скромное – до 56% к 2030 году, с декларацией отказа от угля уже далеко за пределами середины века. Альтернативой признана ядерная энергетика, положительное отношение к которой польского общества, согласно опросам, за последнее десятилетие варьировалось в пределах 40–60%, причем главным аргументом «за» стало не только отношение к ядерной энергии как к источнику с низким уровнем выбросов парниковых газов, но и «энергетическая независимость страны». Согласно «Энергетической политике – 2040», правительство надеется построить 6–9 ГВт ядерных генерирующих мощностей к 2043 году, чтобы заменить угольные станции. Первый ядерный энергоблок предполагается начать строить в 2026 году и запустить в 2033 году с последующим вводом блоков через каждые два года.

Разумеется, сразу нашлись желающие принять участие в этой амбициозной программе, где правительство Польши ищет инвесторов для передачи им 49% акций в проектах строительства атомных электростанций. Уже вступило в силу польско-американское соглашение о гражданской атомной энергетике, по которому Польша покупает американские ядерные технологии и услуги таких компаний, как Westinghouse, Bechtel и Southern Company. США готовят предложения по технологии и финансированию строительства АЭС в Польше. Компания Westinghouse уже заявила, что ее «реактор АР1000 обеспечивает высочайшую безопасность и работоспособность, доступную на рынке» и она будет развивать «цепочку поставок ядерной энергии, которая могла бы создать более 2000 рабочих мест в Польше». Недавно компания открыла региональный сервисный центр в Кракове.

В «ядерную гонку» включился польский бизнес. Химический концерн Syntos и энергетический концерн ZE PAK подписали инвестиционное соглашение о строительстве от четырех до шести малых модульных реакторов BWRX-300, или, как значится в соглашении, «других оптимальных американских технологий SMR» на территории угольной электростанции в центральной Польше. Кстати, BWRX-300, малый реактор с водяным охлаждением и естественной циркуляцией с пассивными системами безопасности – один из трех проектов, которые рассматривались для развертывания на площадке в канадском Дарлингтоне.

В соглашении участвуют такие известные компании, как GE Hitachi Nuclear Energy (GEN), топливная CAMECO, GEN SMR Technology Canada. Разумеется, не обошлось и без NuScale Power, которая «изучит возможности» использования своей технологии для «перепрофилирования существующих угольных электростанций». В числе идей компании Syntos даже высокотемпературный реактор с газовым охлаждением, как экономически эффективный источник тепла для производства водорода в промышленных масштабах, о чем подписано соглашение с компанией Ultra Safe Nuclear Corporation (USNC), которая такой реактор разрабатывает.

В октябре 2021 года в соревнование за польский «атомный пирог» включилась Франция. Компания EdF предложила польскому правительству построить до шести блоков EPR по 1650 МВт(э) каждый и заявила, что «привержена партнерству с польской энергетической программой с момента ее создания при полной поддержке французского правительства». Обе страны входят в число 10 государств ЕС, составляющих «ядерный альянс», требующий, чтобы ядерная энергетика была включена в список вариантов инвестиций ЕС в таксономии.

До объявленного срока начала строительства первой польской АЭС осталось пять лет, так что времени для выбора подрядчика не так уж много. Стоит заметить, что в числе рассматриваемых площадок есть и Жарновец, где атомная стройка в 1980-х годах уже начиналась. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Дмитрий Тараторин

Аналитики выяснили, какой образ будущего для Белоруссии выбирают ее граждане

0
1311
Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Игорь Субботин

Поставки боеприпасов стали мостом между Вашингтоном и Анкарой

0
1340
ИИ способен лишить работы восемь миллионов британцев

ИИ способен лишить работы восемь миллионов британцев

Данила Моисеев

Ученые призвали правительство и бизнес отнестись к рискам внедрения новых технологий осознанно

0
902
Варшава и Киев за Круглым столом с острыми углами

Варшава и Киев за Круглым столом с острыми углами

Валерий Мастеров

Межправительственные консультации конфликтующих стран не привели к ощутимым результатам

0
1005

Другие новости