0
13885
Газета Интернет-версия

13.12.2021 17:18:00

Киев в шаге от потери транзита

Насколько перспективны для Евросоюза поставки голубого топлива через Украину

Тэги: украина, гтс, модернизация, транзит, газ, политика, северный поток 2


украина, гтс, модернизация, транзит, газ, политика, северный поток 2 Руководитель украинской газотранспортной системы Сергей Макогон все еще верит в ее будущее и проводит частичную модернизацию. Фото с сайта www.tsoua.com

Будущее украинской газотранспортной системы (и не только) фактически определяется реализацией проекта газопровода «Северный поток – 2». С точки зрения Киева его запуск будет означать, как отмечает берлинский Фонд науки и политики в исследовании «Шансы и границы Великой сделки», потерю Украиной от 1,5 до 3 млрд долл. в год. Кроме того, утверждают авторы исследования, после введения в строй газопровода Россия может начать вооруженное широкомасштабное вторжение на территорию Украины.

Львовское аналитическое интернет-издание Zaxid утверждает, что «Северный поток – 2» – это лишь финальная часть реализации идеи «Газпрома». До этого были «Голубой поток», «Северный поток – 1» и «Турецкий поток». Работа всех этих газопроводов, построенных в обход Украины, позволяет России полностью отказаться от украинской ГТС. Ведь их суммарная мощность после запуска «Северного потока – 2» составит около 222 млрд куб. м газа в год. Тогда как украинский газопровод имеет годовую мощность объемом 146 млрд куб. м.

В 2019 году «Газпром» экспортировал через Украину 89 млрд куб. м газа, в 2020-м – уже 55 млрд куб. м, а в этом, 2021 году транзит российского газа через Украину скорее всего упадет до 40–44 млрд куб. м. Украина может надеяться только на энергетическое законодательство ЕС, которое формально не позволяет запускать российские газопроводы на полную мощность. Но сейчас доля российского газа на рынках ЕС составляет около 40%, хотя должна была бы быть на 10% меньше. Украина считает, что уже сейчас ее западные соседи готовятся к выводу украинской ГТС из системы поставок российского газа. Венгрия договорилась о поставках голубого топлива через «Турецкий поток». Еще раньше это сделала Румыния. А Польша делает ставку на импорт сжиженного газа из США.

У украинских газовиков существует собственная позиция. В опубликованных российской печатью тезисах гендиректора Оператора ГТС Украины (ОГТСУ) Сергея Макогона утверждается, что избыточная инфраструктура будет выведена из эксплуатации, а необходимая – модернизирована. 10 млрд гривен (примерно чуть больше 360 млн долл.) – это суммарный объем финансирования, который предусмотрен в финансовом плане на 2021 год на ремонты, диагностику и капитальное строительство. ОГТСУ инвестирует в модернизацию только тех объектов, которые будут использоваться и в случае отсутствия транзита, другие пока поддерживаются в рабочем состоянии. Причем, по словам Макогона, модернизация уже ведется. Так, 10 ключевых компрессорных станций будут модернизированы в течение пяти лет. Они будут использоваться и в случае отсутствия транзита после 2024 года, но уже прежде всего для внутренних потребностей снабжения украинских потребителей. Прежде всего это связано с выводом из эксплуатации избыточной инфраструктуры. Это, однако, не всегда предполагает утилизацию. В данном случае могут быть следующие решения: ликвидация, консервация, перепрофилирование под газовые электростанции.

По словам Макогона, ОГТСУ готовится к будущему ГТС в условиях декарбонизации, где ГТС будет транспортировать смеси водорода, биометан и синтетический метан.

Что касается транзитного договора с «Газпромом», то, по словам Макогона, украинская сторона исходит из того, что действующий контракт приносит ОГТСУ 1,5 млрд долл. в год, и Киев намерен бороться за транзит после 2024 года. Однако ГТС будет продолжать работать и транспортировать газ потребителям Украины и без транзита. Ведь внутреннее потребление составляет 30 млрд куб. м в год, объемы собственной добычи – 20 млрд куб. м в год. А примерно 10 млрд куб. м ежегодно украинцы импортируют. Украина активно развивает новые услуги для иностранных клиентов: в 2020 году задействовали услугу short-haul, и через нее трейдеры на хранение в Украину привезли 10 млрд куб. м газа.

Киев считает, что в ЕС сейчас ищут новые ниши по транспортировке водородных смесей, биометана, синтетического метана и т.д. Преимуществом Украины считается то, что она полностью внедрила европейское энергетическое законодательство, отделила оператора ГТС и т.д. Сейчас любая компания может прийти и забронировать транзитные мощности через Украину на прозрачном аукционе.

Скорее всего исходя из этого премьер-министр Украины Денис Шмыгаль считает необходимым продлить действующий транзитный контракт с «Газпромом». В идеале, как сказал политик, Киеву нужно настаивать на 15-летней пролонгации – вплоть до 2039 года, увеличив при этом суточную пропускную способность ГТС на 55 млн куб. м сверх 110 млн куб. м, прописанных в текущем соглашении. Шмыгаль отметил, что газовый излишек Украина готова поставлять в Европу по цене вдвое ниже, чем в существующем контракте.

Российская позиция заключается в том, что с учетом нынешнего аварийного состояния украинской ГТС дополнительные 55 млн куб. м прокачки могут стать проблемой для Киева. С другой стороны, с каждым годом экономические и технологические риски для «Газпрома» и европейских потребителей будут становиться все больше. Время для решения проблемы ремонта украинской ГТС, судя по всему, упущено. Ведь проекты передачи ее в управление международного консорциума появлялись еще во времена президента Кучмы, но из-за сопротивления украинской стороны не были реализованы. Это подтверждает российский газовый аналитик Игорь Юшков, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности. В эфире YouTube-канала «Sputnik на русском» он заявил, что бурная реакция Украины на заключение Венгрией долгосрочного контракта с «Газпромом» на поставки газа приведет к сокращению сроков транзита российского газа через украинскую газотранспортную систему.

Игорь Юшков утверждает, что «Газпром», заключив с Венгрией 15-летний контракт на поставки газа в обход украинской территории, формирует схему снабжения топливом ЕС после 2024 года, когда закончится действие договора с Украиной. Москва и Будапешт этим договором, по мнению Юшкова, наглядно продемонстрировали, что Венгрия больше не намерена получать газ транзитом через Украину, так как часть прописанных в контракте 4,5 млрд куб. м газа страна будет получать через Сербию по «Турецкому потоку», а все остальное – через Австрию по двум «Северным потокам».

Конечно, складывающаяся ситуация, утверждает Юшков, связана прежде всего с тем, что газотранспортная система (ГТС) Украины из-за своего технического состояния оказывается невостребованной. Российский президент Владимир Путин подошел к этому вопросу с политической, а не с технической точки зрения. В ходе выступления на пленарном заседании форума «Российская энергетическая неделя» в 2021 году президент отметил, что Москва готова увеличить объемы прокачки газа через украинскую территорию при соблюдении экономических и технологических условий. Вместе с тем российский лидер отметил, что дальнейшее повышение объема поставок несет риски на фоне износа ГТС Украины, который, по его оценке, составляет около 80%.

Какие перспективы остаются для украинской ГТС в свете складывающейся ситуации с европейской точки зрения? Как отмечается в указанной выше статье Фонда науки и политики, главным элементом компромиссного пакета является интеграция Украины в европейский энергетический рынок с привязкой ее к энергоповороту, в частности, что касается производства водорода. Украина, как считают авторы, станет партнером европейской «зеленой сделки». Киев заинтересован участвовать в планах по декарбонизации ЕС. Однако, указывают авторы, европейские инвестиции в зеленые проекты в Украине Киев не хочет рассматривать как ослабление угрозы, которую несет для Украины «Северный поток – 2». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Зеленский пытается получить контроль над Счетной палатой

Зеленский пытается получить контроль над Счетной палатой

Наталья Приходко

Помешать главе Украины может Вашингтон

0
1126
Эрдоган и его противники готовятся к новой схватке

Эрдоган и его противники готовятся к новой схватке

Виктор Надеин-Раевский

Турецкий избиратель недоволен непоследовательностью президента во внешней и внутренней политике

0
834
Цивилизационный транзит и постколониальность Африки

Цивилизационный транзит и постколониальность Африки

Александр Неклесса

Жизнь как последовательность переворотов и деконструкций все чаще дает повод усомниться в прогнозируемости истории

0
1510
Контуры предвидимого мира – 2050 год

Контуры предвидимого мира – 2050 год

Виктор Лось

Можно ли преодолеть критическую триаду глобального кризиса

0
1460

Другие новости