Инфраструктура газопровода «Северный поток – 2» полностью готова для снабжения Германии голубым топливом. Фото с сайта www.nord-stream2.com
В Москве прошла пресс-конференция председателя комитета по энергетике Госдумы, главы Россиийского газового общества (РГО) Павла Завального. Она была посвящена итогам прошедшего года в работе российского ТЭКа и перспективам на 2022 год. В ходе вступительного слова и ответов на последующие вопросы журналистов были затронуты вопросы состояния мирового газового рынка, в том числе один из наиболее острых политических вопросов, связанных с запуском газопровода «Северный поток – 2».
В 2021 году развитие ситуации на внешних рынках нефтегазового и угольного секторов Завальным оценивается как очень успешное. По словам Завального, Россия производит около 2 млрд т условного топлива первичных энергоресурсов. Из них мы потребляем примерно половину и половину направляем на экспорт. И по всем направлениям, будь то уголь, нефть или газ, мы видим положительную динамику увеличения добычи всех энергорусурсов. Если взять, к примеру, уголь, то в России достигнут исторический максимум добычи в 438 млн т. На экспорт направлена примерно половина этого количества. Причем цены, складывающиеся на рынках, способствовали этому. По нефти увеличение составило 2,2% – 524 млн т, а по газу вообще рост был почти на 10% (762 млрд куб. м). Отсюда и увеличение экспорта почти на 6 млрд куб. м. Это объясняется ростом экономики во всех регионах мира и соответственным ростом спроса на энергоресурсы.
Более того, председатель комитета по энергетике считает, что рост цен на энергорынке продлится как минимум еще 5–10 лет, поскольку те решения в пользу развития зеленой энергетики, которые принимались, носят больше популистский характер, а энергетика и экономика не могут перестроиться так быстро, да и водородная генерация враз не появится.«Водород – более дорогая история, чем традиционная энергетика, и она никогда не будет дешевле. Это тоже нужно понимать, это нагрузка на экономику, возможное снижение роста ВВП. Популистские решения, которые принимаются сегодня, спровоцировали кризис цен на энергорынке. То, что мы сейчас видим по нефти – практически 90 долл. за баррель, – это еще не предел. Я думаю, мы выйдем за 100 долл. Производителей устраивает этот уровень цен, а более высокие цены будут стимулировать альтернативную энергетику, приближать конец эры углеводородов», – отметил Павел Завальный.
Однако, по оценкам экспертов и специалистов того же Международного энергетического агентства, углеводородный характер энергетики сохранится в перспективе 15–20–30 лет. «Сегодня углеводороды занимают в мировом энергобалансе 54%, а в дальнейшем на них будет приходиться 50–52% – это все равно значительная доля. Учитывая, что население на планете растет, страны развиваются, спрос на энергию будет увеличиваться. И дай бог, чтобы ВИЭ компенсировали этот рост спроса на электроэнергию, на энергию в целом. Однако я считаю, что рано хоронить традиционную энергетику. И сейчас самое время инвестировать в отрасль», – резюмировал Завальный.
Касаясь ситуации на мировых газовых рынках, особенно поступающих со стороны некоторых политиков обвинения российского «Газпрома» в провоцировании газового кризиса в Европе, Павел Завальный отметил, что он не слышал, чтобы кто-то из европейских потребителей обвинял Россию в недопоставках газа. «Газпром», по его мнению, скрупулезно исполняет свои контракты.
Завальный предположил, что существуют потребители, которые хотели бы получить дополнительные объемы газа по уже заключенным долгосрочным контрактам по ценам, которые значительно ниже спотовых цен. Это связано с их попытками заработать на разнице цен. Но у «Газпрома» есть свои интересы. И он готов рассмотреть дополнительные заявки на заключение новых долгосрочных контрактов. Но, по оценке Завального, таких заявок пока не поступало. «Газпром» в прошлом году нарастил добычу на более чем 60 млрд кубометров, и более половины этого дополнительного объема ушло на экспорт.
Отвечая на вопрос о сроках сертификации «Северного потока – 2», Завальный подчеркнул в ходе пресс-конференции: «Мой прогноз был, что нет никаких препятствий, чтобы сертифицировать в январе – не позже февраля (текущего года. – «НГ»). Для этого есть все, что нужно. Но пошла затяжка чисто политическая, я бы даже сказал геополитическая». Председатель комитета по энергетике возложил вину за такое затягивание на США, отметив: «Наши европейские партнеры занимают не очень активную позицию по этому вопросу в рамках солидарности (атлантической. – «НГ»)».
«Если будет политическое решение, это можно будет очень быстро сделать, потому что все для этого готово», – подчеркнул Завальный, считая, что многое сейчас зависит от того, как Берлин справится с политическим давлением. По его мнению, оценивать перспективы сертификации можно будет только после прохождения нынешнего кризиса в отношениях России и США, России и Германии.
Норма формирования энергобалансов
Заслуживает внимания вопрос принятия на весенней сессии нормы формирования энергобалансов. Именно с этой для неспециалиста незначительной нормы, о которой вряд ли можно найти упоминание в широкой прессе, начал свое выступление Павел Завальный. Речь идет о том, что в рамках № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации», принятого в июне 2021 года, утверждена важная норма, которая касается формирования энергобаланса в субъектах РФ.Завальный отметил в этой связи: «Так получилось, что с начала 1990-х годов мы толком перестали считать энергобаланс. У нас энергобаланс, а это основной документ для развития энергетики, обеспечения энергетической безопасности в отдельном регионе, отраслях и в целом в стране, стал носить лишь стратегический характер, никто в него не заглядывал, никто его не читал. Я был поражен 10 лет назад, когда пришел работать в комитет Госдумы по энергетике и стала звучать программа развития энергетики – энергосбережение, а за него тогда отвечало Минэнерго, что в сводной таблице, где учитывалось потребление всех видов энергии субъектов Федерации, у половины субъектов в строчке «потребление энергии» были прочерки. То есть мы, формируя таблицу развития энергетики страны и вопросов энергосбережения, даже не могли посчитать или не знали, сколько конкретный регион потребляет тонн условного топлива энергии. Я уж не говорю о том, какой энергии». Оценивая последствия подобных недочетов, он отметил, что в этих условиях невозможно ставить четкие цели по снижению потребления энергии и уменьшению энергоемкости ВВП. В рамках принятого в июне закона наконец было принято решение, что каждый субъект Федерации должен разработать топливно-энергетический баланс.«Для этого Минэнерго должно было подготовить необходимое методическое обеспечение. В рамках текущего и перспективного энергобаланса мы сможем решать проблему газификации, потому что газ – самый экологичный, самый экономичный, самый дешевый, но и самый тяжелодоступный источник энергии, требуются затраты, чтобы подвести газ до каждого потребителя. В то же время это должно происходить в рамках утвержденного энергобаланса. То есть благодаря законодательной новации документ по энергобалансу превратился из стратегического в документ управления», – подчеркнул Завальный.Он также добавил, что формирование энергетической политики и будет основой для формирования планов энергосбережения.«Когда мы разберемся, сколько потребляем какого вида энергии, какой потенциал у нас по снижению по какому виду, в каком населенном пункте, у какого потребителя и у какой отрасли экономики, только тогда можно будет ставить перед собой разумные цели и достигать их», – подвел итог этой инициативы глава комитета по энергетике Госдумы.
Продолжительное предоставление льгот по оплате услуг технологического присоединения привело к проблемам в электросетевом комплексе, включая строительство избыточной инфраструктуры. Фото Reuters |
Проблема социальной газификации
С вопроса социальной газификации России Павел Завальный и начал свои ответы на вопросы. Напомним читателям, что под социальной газификацией понимается строительство газопроводов, в том числе распределительных, до границ участков без привлечения средств граждан в уже газифицированных населенных пунктах.
Достигнутый уровень газификации в России оценивается в 72%. В планах – к 2026 году в 35 регионах РФ планируется завершение технически возможной сетевая газификации, а к 2030 году будет на 100% завершена технически возможная газификация страны. Есть вопросы, которые требуют, однако, внимания, считает глава комитета по энергетике, и их нерешенность сдерживает процесс газификации. О чем идет речь?
Финансы выделяются по факту проведения работ. Это сдерживает процесс газификации. Если деньги выдавать на проведение работ в форме аванса, то, как считает Павел Завальный, процесс резко ускорится.
Всего процесс догазификации должен коснуться 2–3 млн потребителей. В этом году надо будет догазифицировать примерно 1,5 млн потребителей.
Как продвигается работа над нормативным обеспечением программы социальной газификации, запущенной в 2021 году? Какие решения требуется принять в ближайшее время для ее реализации? Отвечая на эти вопросы, глава комитета по энергетике отметил, что стоимость работ по подведению газа к дому на земельном участке и установке оборудования в среднем по России составляет 100 тыс. руб., о чем он сообщил в ходе онлайн-конференции.
«Если взять среднюю стоимость газоиспользующего оборудования, включая газовый котел, газовую плиту и все остальное, где-то 60 тыс. руб., плюс 40 тыс. руб. – это стоимость прокладки газопровода по участку потребителя». Завальный отметил, что это все равно «очень большие деньги», и не все потребители могут позволить себе такие расходы, поэтому субъекты РФ предусматривают льготы для газификации на участке.
Президент России Владимир Путин во время оглашения Послания Федеральному собранию в 2021 году поручил обеспечить бесплатное строительство подводящих газовых сетей к границам земельных участков, поставив задачу провести эти мероприятия до 1 января 2023 года. Газ до участка подводится без привлечения средств граждан за счет средств единого оператора газификации – ПАО «Газпром» и инвестиционных надбавок газораспределительных организаций, также средства могут привлекать за счет льготных кредитов и займов.
Проблема теплоснабжения
В осеннюю сессию Госдумой РФ был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении». Закон предусматривает признание утратившей силу нормы, устанавливающей запрет на осуществление горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения с 1 января 2022 года с одновременным сохранением действия нормы, исключающей возможность подключения новых объектов капитального строительства к централизованным открытым системам теплоснабжения для нужд горячего водоснабжения.«Это позволит решить проблемы горячего водоснабжения в рамках комплексной модернизации и повышения энергоэффективности систем тепло-, водо- и энергообеспечения и не создаст кризисной ситуации с горячим водоснабжением в тех городах, где до сих пор действуют открытые системы теплоснабжения. Таких городов много, и среди них, например, Санкт-Петербург», – пояснил председатель комитета по энергетике Павел Завальный.
комментарии(0)