Последние еще оставшиеся в распоряжении украинских энергетиков шахты коксующего угля находятся буквально в километрах от линии противостояния. Фото с сайта www.pokrovsk.news
Почему под Покровском на линии соприкосновения ВСУ и российских вооруженных сил в Донецкой народной республике происходит такое ожесточенное противостояние? Ведь даже курская авантюра ВСУ во многом обуславливалась стремлением заставить Минобороны России перебросить силы из-под Покровска в Курскую область. Под Покровском, куда приближаются российские войска, находится единственная в Украине шахта по производству коксующегося угля. Там же расположено месторождение литиевых руд. А литий начинает играть решающую роль в энергоповороте, который пытаются реализовывать Германия и Еврокомиссия. Без лития невозможно производство аккумуляторов для электромобилей, которые, по мысли европейских «зеленых», должны революционизировать автомобильный рынок Европы.
Немецкое интернет-издание Technik Einkauf утверждает, что на востоке Украины находятся «одни из крупнейших запасов лития». Якобы эти запасы украинцам уже не принадлежат, а были ими в 2021 году проданы австралийской компании European Lithium с производственным центром в австрийской земле Каринтия. Месторождения находятся в 10 км севернее линии военного соприкосновения.
Потеря угля и, следовательно, металлов, а также редких элементов пагубно скажется на украинской экономике. О возможности использования украинского лития для европейской промышленности говорят и глава Еврокомиссии, и немецкие политики. Германская газета Nordkurier опубликовала под заголовком «А не идет ли в противостоянии в Украине речь также о литии для электромобилей?» статью о немецком интересе к запасам лития на востоке Украины. Депутат Бундестага от Христианско-демократического союза (ХДС) Родерих Кизеветтер, заседающий во внешнеполитическом комитете парламента, прямо утверждал в интервью Первой программе немецкого телевидения ARD, что в противостоянии в Украине речь идет в том числе и о месторождениях лития, находящихся на территории ДНР и ЛНР. По мнению христианского демократа, эти регионы важны для экономического процветания Украины.
На покровском направлении ухудшается ситуация. С начала августа российские войска приблизились к Покровску на 7 км, сократив расстояние от своих передовых позиций до окраин города до менее 10 км. В Покровске еще с 19 августа идет активная эвакуация населения, там объявлен длинный комендантский час – с 15.00 до 11.00, а со 2 сентября прекращают работать банки.
Натиск России в этом направлении связан с озвученной ранее стратегической целью Москвы выйти на административные границы ДНР.
«В теории можно заменить покровский уголь импортным. Но с учетом объемов и сложной логистики пока непонятно, насколько это реально. Да и ценник там будет намного выше», – считает аналитик Института стратегических исследований Юрий Корольчук.
Поэтому угроза потери Покровска чревата последствиями для экономики как в краткосрочной, так и в более отдаленной перспективе.
Единственный источник коксующегося угля связан с Покровском. «По сути, это стратегически важный город для украинской металлургии. Ведь именно там добывается коксующийся уголь, на котором работают предприятия. Другого источника такого ресурса в стране нет», – говорит глава «Укрметаллургпрома» Александр Каленков.
Коксующийся уголь добывают на шахтоуправлении «Покровское» (бывшая шахта «Красноармейская-Западная № 1»), рядом расположена горно-обогатительная фабрика «Свято-Варваринская». Эти активы принадлежат компании «Метинвест» Рината Ахметова.
Ранее у Украины был еще один крупный источник коксующегося угля – компания «Краснодонуголь» (также принадлежит Ахметову), но после конфликта в Донбассе она осталась на неподконтрольной Украине территории ЛНР. Поэтому «Покровское» является сейчас единственным производителем коксующегося угля в Украине.
По данным «Метинвеста», промышленные запасы угля на «Покровском» составляют более 200 млн т. Надо сказать, что даже во время конфликта добыча здесь не останавливалась. В прошлом году добыли около 4 млн т.
Несмотря на приближение к Покровску линии вооруженного противостояния, в феврале этого года угольная группа «Метинвеста» ввела в эксплуатацию 11-ю лаву по добыче коксующегося угля, что позволяло дополнительно выдать на-гора в течение ближайшего года еще 1 млн т угля. Всего в 2024 году планировалось добыть на шахтоуправлении «Покровское» 5,3 млн т угля и произвести 2,8 млн т концентрата.
В конце апреля издание The Irish Times написало, что украинские шахтеры продолжают добывать уголь буквально в шаге от большого конфликта.
В условиях нехватки живой силы для ведения вооруженной борьбы, отмечает американская The Wall Street Journal, отсутствие мужчин вынуждает украинских женщин работать на подземных работах в шахтах.
Чем грозит украинским металлургам потеря покровского угля?
Как говорит Корольчук, в Украину и ранее импортировался коксующийся уголь (своего не хватало). Но, по его словам, в случае потери «Покровского» доставить «лишние» 4–5 млн т с учетом логистических сложностей будет непросто.
«Скорее всего будут задействованы маршруты до румынских портов, а далее – железной дорогой. С «Укрзализныцей» уже прорабатываются сценарии увеличения доставки. Но объемы достаточно большие, и непонятно, смогут ли железнодорожники их потянуть. Кроме того, за счет сложной доставки вырастет ценник», – говорит Корольчук.
Поэтому, по его словам, четкого ответа на вопрос, чем заменить украинский коксующийся уголь, пока нет. «Это чревато снижением объема производства и экспорта украинской металлургической продукции», – добавил эксперт энергорынка Олег Попенко.
По данным объединения «Укрметаллургпром», в списке мировых производителей чугуна Украина, как и в прошлом году, находится на 16-м месте (всего в списке 40 стран). При этом за год производители нарастили объемы: в январе–июле производство составило 4,09 млн т, что на 21,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Причем следует иметь в виду, что в условиях постоянных ударов по украинским промышленным объектам Украина сокращает производство стали, а излишки коксующих углей стала направлять на экспорт в Европу.
Что касается стали, то тут позиции украинских производителей за год также не изменились: в мировом рейтинге они на 23-м месте, но по объемам увеличение более чем на 33% (до 4,6 млн т).
По прокату рост производства за семь месяцев этого года – более чем на 28% (до 3,7 млн т).
Причем, по словам Каленкова, есть планы по дальнейшему увеличению производства. Скажем, по стали – до 7,2 млн т по итогам года, что на 1 млн т больше, чем в 2023 году. Но это лишь в том случае, если общая ситуация не ухудшится, говорит Каленков.
По экспорту также был рост. По данным Государственной таможенной службы, поставки длинного проката за семь месяцев этого года выросли на 13,7% – до 318,4 тыс. т. Основные объемы – это катанка, которую отгружают в Румынию, Польшу и Болгарию. Также на экспорт идут металлический провод и арматура.
Выручка металлургов составила около 242 млн долл., что на 7,6% больше, чем в прошлом году.
Впрочем, положительная динамика во многом поясняется низкой сравнительной базой. К примеру, в прошлом году металлургические предприятия сократили экспорт длинного проката на 31,4% по сравнению с 2022 годом – до 523,8 тыс. т, а выручка упала на 45% – до 395,2 млн долл.
Каленков говорит о целом списке проблем в отрасли, начиная от перебоев с электроэнергией и заканчивая кадровым дефицитом и логистическими проблемами. Если к ним добавится еще и дефицит угля, предприятия могут резко сократить объемы производства и соответственно экспорта.
«При этом не стоит забывать, что металлургические предприятия являются одними из крупнейших налогоплательщиков. В прошлом году они перечислили в бюджет более миллиарда долларов налогов. Сокращение налоговых платежей и валютной выручки сильно ударит по экономике Украины в целом», – считает Попенко.
Возле Покровска расположен еще один ценный для Украины актив – Шевченковское месторождение литиевых руд, спрос на которые сейчас в мире резко вырос (литий используется для производства электромобильных аккумуляторов). По данным Государственной службы геологии и недр Украины, там есть залежи лития, танталовых, ниобиевых, бериллиевых руд, а также кварца и мусковита. По приблизительным оценкам, на почти 40 га площадей можно добыть около 5 млн т оксидов тантала, ниобия, бериллия и кварца.
Это далеко не единственное месторождение лития в Украине, есть еще несколько в других областях. Еще до конфликта в офисе президента собирались «заманить» на литий Илона Маска.
Шевченковское месторождение, правда, еще не начало разрабатываться. До обострения ситуации им хотела заняться австралийская компания European Lithium. Но в прошлом году отказалась от этой идеи, заявив, что Шевченковское слишком близко к линии фронта.
Тем не менее еще в январе этого года экс-советник бывшего мэра Мариуполя Петр Андрющенко писал, что в Донецке представители «Атомредметзолота» согласовали с «правительством ДНР» некие разрешительные документы на добычу лития на Шевченковском месторождении. И на основании этих «документов» подали заявку на получение «лицензии» в Минприроды России.