Дмитрий Язов: "Другом Горбачева я никогда не был".
Фото РИА Новости
Маршал Дмитрий Язов – один из немногих ныне здравствующих бывших руководителей Советского Союза. Один из последних министров обороны СССР, участник так называемого заговора ГКЧП, после чего начался распад одного из самых больших государств мира. Историки до сих пор спорят, насколько был закономерен распад СССР. Тем ценнее было обозревателю «НГ» Владимиру Мухину об этом услышать от непосредственного свидетеля тех событий.
– Дмитрий Тимофеевич, американцы считают крушение СССР главным событием минувшего века. Ваше мнение на этот счет?
– Нет, это не главное событие минувшего столетия. Главное событие для всего мира – это Великая Победа нашего народа над фашизмом. И так считают не только российские историки, эксперты, но и европейская научная общественность.
– И все же почему такой крепкий общественный строй спустя несколько десятилетий все-таки потерпел поражение? Распад СССР был закономерным ?
– Конечно, нет. Здесь значительную роль сыграл так называемый субъективный фактор. Враги СССР в нашей стране и за рубежом сознательно сделали все, чтобы Советский Союз перестал существовать. В стране, если помните, в 1989–1991 годах все сделали так, что не было элементарных вещей: мыла, стиральных порошков, табака, дефицит спиртного. Провоцировали так называемую революционную ситуацию – люди перекрывали дороги и т.п. СССР разрушали извне и изнутри.
– Кто, по-вашему, это смог организовать ?
– Недавний президент США Билл Клинтон сказал: «Мы израсходовали несколько триллионов для того, чтобы добиться распада Советского Союза». Но я не считаю, что одни только американцы в этом замешаны. Была создана так называемая пятая колонна из тех, кто подкармливался за счет американцев. Их было немного, но они будоражили Советский Союз...
– Горбачев, говорят, некоторое время учился в США, нет ли здесь связки с западными спецслужбами?
– Нет, в США он не учился. В США учился Александр Яковлев. С ним учился бывший генерал КГБ СССР Олег Калугин, который живет сейчас в США, за свое предательство он заочно на 15 лет осужден в России. По моим сведениям, Яковлев и Калугин там и были завербованы – это идеологи пятой колонны. Когда в свое время в КГБ стали разрабатывать Яковлева, то, я знаю точно, Горбачев сказал: «Яковлева не трогать!» Почему? Потому что Горбачева самого уже обработали. Полагаю, что определяющей в этом смысле была его знаменитая встреча с Маргарет Тэтчер, когда они разговаривали тет-а-тет. После Лондона он полетел к Александру Яковлеву, который тогда был нашим послом в Канаде. Горбачев после этой поездки сильно переменился.
Министр сельского хозяйства СССР Валентин Карпович Месяц – он тоже был в той делегации – потом рассказывал мне, что Яковлев и с ним заводил беседу о том, как, дескать, хорошо живут в Канаде, а мы тут с этим социалистическим строем, с этими колхозами... Насколько мне известно, подобной обработке подверглись и другие участники этого зарубежного турне. Уже тогда он в порядке живой очереди всех обрабатывал. Мол, в Канаде колхозов нет, совхозов нет, а они живут очень хорошо. Нам бы так жить, говорил он. Яковлев был прирожденный враг. Короче говоря, просмотрели мы и его, и Горбачева...
– Молва утверждает, что сначала и вы были другом Горбачева.
– Нет, конечно, другом его я не был. Вы бы слышали, как Громыко как-то сказал про этого человека: «Да, я сделал ошибку, предложил Горбачева на пост руководителя КПСС. Он оказался предателем». Здесь ничего нельзя добавить про эту личность.
– Какие, как вам кажется, первый президент СССР сделал ошибки? Он занялся политикой, заигрыванием с республиками, а надо было прежде всего поднимать экономику?
– Он этим, конечно, тоже занимался. Но своеобразно... Когда меня назначили министром, Горбачев вызывает меня и говорит: надо сокращать армию. Пять армейских управлений сократили. Сократили два управления военных округов – Приволжского и Среднеазиатского. Сократили несколько дивизий. И вместо всего этого создали военно-строительные соединения и объединения. Горбачев предложил: давайте создадим корпус для строительства в Нечерноземье. Создали корпус. Плюс к этому четыре железнодорожных корпуса работали тогда на народное хозяйство. Два корпуса БАМ строили, а еще два корпуса в Тюменской области к нефтяным вышкам железные дороги проводили. Одна железнодорожная бригада в Монголии трудилась, еще одна – в Азербайджане. Но этого ему показалось мало. Предлагает: давайте создадим рисовые бригады. Создали рисовые бригады, дивизии на Дальнем Востоке. Мы специально организовали два военных совхоза, которые для космонавтов, жителей Ленинска (Байконура) выращивали рис. А 500 военных отрядов работали на заводах промышленности. Особенно на химических предприятиях.
– Может, для тех времен это было правильно?
– Нет, я так не считаю. Организовывать военно-трудовые формирования заставляли потому, что никто на гражданке не хотел работать на трудных вредных объектах, вдали от цивилизации, от дома, семьи – у людей не было заинтересованности. Там работали только зэки и военные. Они не социализм строили, а феодальный строй реанимировали. За счет принудиловки. За счет военных строительных отрядов хотели возрождать страну. Но так не бывает. Это вызывало недовольство народа. Кто захочет жить в таком государстве? Вот и пошел народ за так называемыми демократами, поверил в них.
И что в итоге? Десятки лет страну строили миллионы людей, и вот плодами их созидательного труда пользуются сейчас единицы. Выкачиваются богатства нашей страны и продаются за рубеж. Вот на это и живем. А страна наша хиреет. Число жителей уменьшается. Раньше мы переживали, что в пределах Дальневосточного военного округа живет всего 6,5 миллиона человек. Солдат туда для службы привозили из Центральной России. Сейчас же вместе с Якутией там и 4 миллионов не набирается. И это вблизи китайских провинций, где проживают сотни миллионов китайцев.
Август 1991 года. По оценкам экспертов, с военной точки зрения план захвата Белого дома выглядел безукоризненно. Фото из архива «НГ» |
– При таком состоянии Россия способна отстоять свою независимость?
– Вы сейчас видите сами. Наемный пролетариат, по Марксу, и этого никто не опровергал, не имеет своего Отечества. Создается капитализм на фоне государственной собственности, на том базисе, что строил весь советский народ. В США создавался капитал постепенно. Сами люди трудились, находились таланты. Богатыми люди становились, к примеру, как Форд, благодаря умениям, творчеству. Именно они создавали и приумножали материальные блага в США. А у нас что? Какое Отечество для простых россиян, если нефть, лес, недра в руках олигархов? Продолжать здесь нет смысла...
– Какова роль военного фактора после развала СССР? Чечня, другие горячие точки Северного Кавказа – это закономерность?
– Не хочу делать никаких выводов. Но давайте вспомним, как только Ельцин пришел к власти, шесть месяцев офицерам вообще не платили. Это любой из нашей армии подтвердит. Не только в РФ, но и в других республиках СНГ. Павел Сергеевич Грачев тогда командовал в Министерстве обороны. Почему и бои развязались в Чечне. По глупости.
– Считается, что именно он передал Дудаеву вооружение учебной дивизии, которая там дислоцировалась. Этими вооружениями можно было вооружить целую армию...
– Совершенно верно. Когда в 1989 году в Баку вводили ЧП и было землетрясение в Армении, все оружие из этих республик было передислоцировано в Чечню. Там оказалось 4 дивизионных комплекта. Это не только на армию хватит, на целый фронт! Вот это все и захватил Дудаев.
– Но, поговаривают, что и вы тоже приложили руку к его приходу во власть в ЧР?
– Как вам угодно, судите... А было это так. Старики из Чечни зимой 1991 года приехали ко мне, достучались и начали просить назначить генерал-майора Джохара Дудаева военкомом Чечни. Я сказал: «Нет!» Дудаев командовал тогда авиадивизией в Тарту (Эстония). Он был хороший командир, грамотный. В дивизии всегда был порядок. А дивизия была вооружена, как американцы говорят, «Бекфаэрами», Ту-22М3 – оперативно-стратегическими бомбардировщиками. Они были оснащены торпедами и предназначались для поддержки боевых действий Балтийского и Северного флотов.
– А Дудаев хотел в Чечню?
– Не знаю. Но давление со стороны чеченских тейпов на него было колоссальное. Старейшины из Чечни после меня обратились к Горбачеву. Тот мне позвонил и начал убеждать откликнуться на их просьбу. Я ему отвечаю: Дудаева нельзя направлять туда, он хороший командир дивизии. Он нужен в войсках. Горбачев опять давит: ты что, хорошего командира дивизии не найдешь? В общем, такой разговор состоялся, ни то ни се. В конце концов согласились отдать Дудаева. Надо было ему присвоить звание генерал-лейтенанта, и ничего, никаких выступлений он делать бы не стал. Надо было сделать как в Ингушетии, когда Руслану Аушеву присвоили звание генерал-лейтенанта....
– Но Грачев был у власти в Минобороны РФ. Разве он не знал, что в ЧР столько оружия?
– Парадокс! В Чечне было сосредоточено достаточно вооружений. Но Грачев этого не знал. Он не был допущен к мобилизационной работе. Этим занимаются командующие армиями, военными округами. Он же, когда мы передавали в Грозный дивизионные комплекты, командовал только 103-й воздушно-десантной дивизией (ВДД), которую вывели из Афганистана. Потом был командующим ВДВ, а затем сразу министром...
Начиналось это весной 91-го. Когда Ельцин поехал выступать в 106-ю Тульскую ВДД, приходит ко мне Грачев (тогда командующий ВДВ. – «НГ») с Владиславом Ачаловым (был до Грачева командующим ВДВ, потом заместителем министра обороны СССР) и говорят: «Мы ему покажем учения, которые вообще никогда не показывали. Напоим его, и он не выступит». Это была их инициатива, конкретно Грачева. Так и получилось. Девушки высадились на парашютах, преподнесли Ельцину цветы. Грачев и предложил Ельцину, мол, за это надо выпить. Спирта ему налил. Тот хлобыстнул фужер. Потом стол накрыли. До такой степени напоили, что (май, холодина), пошли купаться в озеро. Выкупались, потом еще выпили. Грачев это делал вроде как во благо, чтобы Ельцин нигде не выступил. А тому такая пьянка действительно понравилась. И с тех пор он понял, что Грачев его друг.
А когда началось так называемое ГКЧП, звонит мне Грачев и докладывает о том, что Борис Ельцин просит его направить охрану к Белому дому. Я отвечаю: «Пожалуйста, направьте туда батальон 106-й воздушно-десантной дивизии, которая шла из Тулы». Дивизией командовал Лебедь, хотя он был уже зам по боевой у Грачева как командующего ВДВ. Батальон прибыл. Но там было полно пьяных. Подпоили военных. Лебедь зашел к Ельцину и доложил, что «прибыл для охраны». В общем, получилось так, что Ельцин их (Грачева и Лебедя) перевербовал. Да бог с ними... Не буду об этом больше.