0
3638
Газета НГ-Политика Интернет-версия

18.10.2011 00:00:00

Как бы снова не упереться в тупик

Лев Гудков

Об авторе: Лев Николаевич Гудков - директор Левада-Центра.

Тэги: брежнев, эпоха, ссср


Представленная пресс-секретарем Путина Дмитрием Песковым оценка брежневского времени выглядит логичным выражением политики нынешнего режима, его установки на консервацию положения дел в стране и нежелания изменений. Подобные высказывания обусловлены не идеологическими соображениями, а интеллектуальной деградацией российской политической элиты, не имеющей за душой ничего, кроме стремления любой ценой удержаться у власти.

С внешней точки зрения СССР в 1970-е годы представлялся мощным тоталитарным государством, но изнутри монолит пронизывали невидимые трещины. Сверхмилитаризованная государственная плановая экономика могла функционировать только за счет перераспределения доходов населения, обрекая его на хроническую бедность и дефицит самых необходимых товаров и услуг. Неэффективность системы, лишенной каких-либо стимулов к труду и поддерживаемая лишь принуждением, становилась все очевиднее. Робкие попытки экономических реформ Алексея Косыгина закончились ничем. Сокращение инвестиций в науку и образование в 70-е годы при сохранении режима закрытого изоляционизма и информационной закрытости обернулось необратимым отставанием в сфере высоких технологий и падением производительности труда, иррациональным характером затратной экономики. Подавление Пражской весны стало сигналом окончательной и бесповоротной дискредитации всей марксистской идеологии и философии. Антисоветские настроения среди интеллигенции стали вполне определенными, хотя и абсолютно лишенными перспективы практического действия. Прошедшие в 1970–1973 годах «мягкие» чистки в научной и культурной среде сделали интеллектуальной атмосферу в стране безнадежно серой, дав название всему брежневскому периоду правления – эпохи застоя.

Реакцией на этот тупик стала реанимация консервативного русского национализма. Это довольно мутное по составу течение мысли не слишком противоречило советской идеологии великой державы, а в 1990-х и 2000-х годах практически слилось с ними. Внутренний паралич поразил и саму номенклатуру, внутри которой практически прекратились процессы вертикальной мобильности и циркуляции элит. Это привело к росту сильнейших напряжений между различными стратами номенклатуры. И чем сильнее и продолжительнее были усилия по подавлению любых движений в обществе, тем быстрее шли процессы внутреннего разложения. Цена этого – неготовность или, правильнее сказать, полная интеллектуальная и политическая неспособность к учету и принятию глобальных изменений в мире, к электронной и компьютерной революциям, появлению глобальных рынков, принципиально новых технологий, давших самый продолжительный в истории промышленный рост. В социальном плане застой обернулся общей депрессией населения и деградацией общества, распространением масштабов и форм социальной патологии (алкоголизмом, преступностью, апатией, ростом самоубийств и т.п.).

Чем сильнее и продолжительнее были усилия по подавлению любых движений в обществе (будь то экономика, религия или литература), тем быстрее шли процессы внутреннего разложения, коррупции на всех уровнях административной системы, и, соответственно, роста диффузного недовольства и делегитимации системы. Опасность административного застоя, неизбежного при высокой концентрации власти и отсутствии механизмов общественного контроля и систем сдержек и противовесов, как мне кажется, достаточно ясно осознается и нынешним руководством, но интересы удержания власти парализуют любые попытки изменения положения дел. Высказывания Пескова вполне совпадают с взглядами наименее образованных и самых бедных – в любом отношении – групп населения. Премьер-министр РФ Владимир Путин заявляет, что «Единая Россия» должна остаться ведущей политической силой в стране, и прогнозирует изменения в руководстве партии.

Молодые и образованные россияне оценивают брежневское время весьма критично, полагая, что именно тогда были заложены причины катастрофы СССР. Годы правления Леонида Брежнева, судя по социологическим опросам, проводимым Левада-Центром, считают «лучшим временем в истории России» за весь ХХ век лишь 35% опрошенных, то есть это был период, по их словам, относительной стабильности и предсказуемости жизни, умеренного достатка, государственных гарантий существования. Большинство из придерживающихся такого мнения – люди пожилые, малообеспеченные и с невысоким уровнем образования, ностальгически вспоминающие годы своей молодости, простоту жизни в закрытом обществе и критически относящиеся ко всем переменам последних 20 лет.

То есть даже среди этих людей абсолютное большинство (более 70%) не хотело бы возвращения в ту эпоху и не верит, что это возможно в будущем. А еще недавно основная масса россиян думала совершенно иначе. Люди в нашей стране плохо помнят даже недавнее прошлое. Всего за четыре года – с конца 1988-го по 1992 год – представления, что в советское время наша страна оказалась на обочине истории, что СССР – это черная дыра, цепь несчастий и массовых преступлений власти, что мы – пример всем другим странам, как не надо жить, что мы «Верхняя Вольта с ракетами» и т.п., оценки и суждения поднялись с 7 до 56%. Сегодня же ностальгия по советскому прошлому – это условие для критической оценки настоящего, а не стремление вернуть тот строй.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1162
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1433
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1302
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1277

Другие новости