0
2587
Газета Non-fiction Интернет-версия

17.04.2008 00:00:00

"Всего прочнее на земле печаль┘"

Тэги: стихи, ахматова, поэзия


стихи, ахматова, поэзия Сквозь лик вещуньи проступает печальное человеческое лицо.
Н.Альтман. Портрет Анны Ахматовой. Государственный Русский музей. СПб.

А.А.Ахматова и православие: Сборник статей о творчестве А.А.Ахматовой / Составитель доктор философских наук В.А.Алексеев. – М.: Издательский дом «К единству!», 2008. – 526 с.

«Вещунья, свидетельница, плакальщица» – так назвал Анну Ахматову культуролог и историк Сергей Аверинцев. Пожалуй, только отсюда и возможен этот точный, аскетичный и даже холодноватый взгляд. Да, следуя Аверинцеву как учителю, можно припомнить удивительную ахматовскую галерею: мгновенные и не очень отпечатки ее облика, гравюры, картины, фотоснимки. И тут же добавится еще целый ряд (и тоже неполный) определений, предположений, сближений с другими фигурами иных сфер или даже времен.

Вещунья, свидетельница┘ Но, как говорил когда-то Блок, сквозь все ЭТО (вне словесного инвентаря) внезапно проступает печальное человеческое лицо. И то, что Анна Ахматова когда-то схватила на ходу – как «осуждающие взоры спокойных загорелых баб», внезапно становится знаком ее несуетности, последней ясности, смирения и царственной простоты. Современники молодой Ахматовой если и интуитивно чувствовали в ней именно такое дарование, то в их речах все же было много «шума времени». Николай Недоброво, один из мудрейших друзей Ахматовой, увидел в ней дочь Иаира, воскрешенную Иисусом Христом: «Для такой души есть прибежище в Таинстве Покаяния. Можно ли сомневаться в безусловной подлинности религиозного опыта, создавшего стихотворение «Исповедь»:

Умолк простивший мне грехи
Лиловый сумрак гасит свечи.
И темная епитрахиль
Накрыла голову и плечи.
Не тот ли голос:
«Дева, встань!»
Удары сердца чаще, чаще┘
Прикосновение сквозь ткань
Руки, рассеянно крестящей┘

В этих стихах юной Ахматовой присутствует нечто действительно ошеломляющее. Но столь же удивительно, что человек, близкий ей по духу, открыто говорит об этом сразу для многих. А тем самым прежде всего для нее. Но уже как-то инако, не просто изустно┘

«Как в старой летописи┘» – это уже из поздней характеристики Сергея Аверинцева. Но как сходятся здесь едва ли не самое первое «письменное свидетельство» о поэте (и свидетельство такого порядка) и «поздняя хроника» пути Анны Ахматовой! В каком-то смысле творчество Ахматовой неисчерпаемо. Со временем будут умножаться талантливые и даже гениальные изыскания, поводом для которых станут отдельные произведения (а то и строки, несущие в сжатом виде нечто грандиозное). Например: «Всего прочнее на земле печаль/ И долговечней царственное слово┘»

Но этот любовно составленный однотомник можно назвать по-своему завершенным. Потому что он, безусловно, симфоничен. И по ходу чтения с удивлением узнаешь, что к твоему взгляду добавлено гармоническое чудо взгляда чужого, а быть это может и расширением, и сужением, и чем-то неожиданным. Это в равной мере относится и к ранним работам, которые были знакомы самой Ахматовой. И к другим, о которых она не подозревала, но которые стали бы ей вровень и впору. Ей, сказавшей в 1961 году нечто ужасающее воображение: «Неужто я всех виноватей/ На этой планете была?» Анна Андреевна виновата как «высоких зрелищ зритель», картины которых схвачены или даже откорректированы ее рукой.

Александр Блок в свое время как-то невзначай сформулировал сущность «прямого лирического высказывания» так: «Быть лириком жутко и весело┘»

Потому что источник лирики неисчерпаем, весь объем бытия, который причудливо может располагаться в стихотворных «кристаллах», зачастую устрашая и самого автора и завораживая читателя, ценителя, поклонника, который тоже становится то ли «золотой трубой», то «пыльным вихрем». Ведь поэзия – особенный способ передачи особенной информации.

Этот сборник – причудливый филологический, философский, богословский «эпос с героиней», которая остается непокорной, живой и своенравной┘ Ахматову покорил бы без суеты рассматриваемый «святочный код» ее лирики. В статье Корнея Чуковского поневоле сквозит нечто уитменовское. Роман Гуль отметился роскошной филологической новеллой, напоминающей одновременно «Утро стрелецкой казни» и «Боярыню Морозову» Василия Сурикова. Виктор Виноградов создал нечто «борхесовское». Великолепна глава, посвященная Оптиной пустыни и ее роли в судьбе Ахматовой, – своего рода роман, раздвигающий границы восприятия вперед и вспять – к первым векам христианства.

Когда в тоске самоубийства
Народ гостей тевтонских
ждал,
И дух суровый византийства
От русской церкви
отлетал┘

Это стихотворение множество раз публиковали в усеченном виде, начиная так: «Мне голос был, он звал утешно┘» Мол, что там усложнять, кто вспомнит, что за тевтоны, Византия, что, наконец, за «русская церковь». Но как раз «византийская» интуиция и подсказала «образ действий», говоря в манере Бориса Пастернака. Замкнуть слух, чтобы неоскорбленная часть души стала могущественной опорой. «Дух суровый» чудесным образом никуда не отлетел, а как сокрытый двигатель позволил вопреки всему выбраться на приволье.

В этой книге можно найти разгадку (или одну из непротиворечивых версий) того, что именно происходило в XX столетии.

Благословен святое
возвестивший,
Но в глубине разврата
не погиб
Какой-нибудь неправедный
изгиб
Сердец людских пред нами
обнаживший┘

Так писал когда-то Баратынский, не зная, что окажется предвестником иных дольних бурь и битв и «скорым помощником» для Ахматовой. Леонид Леонов как-то предположил, что крайне интересным мог бы получиться роман о поэте. И вот перед нами своеобразный роман об Анне Ахматовой. Дух дышит индеже восхощет┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1899
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
908
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4531
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3517

Другие новости