0
2102
Газета Non-fiction Интернет-версия

04.09.2008 00:00:00

Музыкант из "расстрельного списка"

Андрей Баллаев

Об авторе: Андрей Баллаев - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИФ РАН.

Тэги: жиляев, жизнь, монография


жиляев, жизнь, монография Самое время вспомнить о Николае Жиляеве...
Фото Михаила Бойко, Андрея Иванова

Николай Сергеевич Жиляев: труды, дни и гибель/ Отв. ред. и сост. И.Барсова. – М.: Музыка, 2008. – 608 с.

Авторы монографии о выдающемся русском музыканте XX века Николае Сергеевиче Жиляеве сумели предельно емко и экономно вместить в один том практически всю возможную информацию о его жизни и деятельности. Сделано это вовремя, поскольку эпоха, рождавшая людей типа Николая Жиляева, стремительно уходит в прошлое, в историческое забытье и связь с ней, ныне еще возможная для немногих, прерывается. Признанный при жизни в музыкальном мире как непререкаемый авторитет и официально не существовавший вплоть до 80-х годов тяжкого ХХ века, Жиляев (если бы его не расстреляли в 1938 году) вполне мог бы дожить до 60-х, оставить множество учеников – живых носителей памяти о нем.

Авторский коллектив создал исторически достоверный «портрет-исследование» чрезвычайно неординарного человека «эпохи перемен». Жизнь героя освещают документы – от свидетельства о рождении и крещении (1881) до постановления Верховного суда СССР о посмертной реабилитации (1961),

воспоминания современников, подробности о дружбе с маршалом Тухачевским, музыковедческие статьи. В монографии собраны все литературно-критические труды самого Жиляева, среди которых выделяются работы о Верди и Вагнере, о музыке Грига, о Скрябине и Прокофьеве. Прелестны его рецензии на события музыкальной жизни Москвы, печатавшиеся в дореволюционных газетах, – точные в оценках и первоклассные стилистически (под псевдонимом Peer Gynt). Значительно отличаются от них написанные в 20–30-е годы внутренние рецензии для Государственного музыкального издательства, страдавшего от наплыва разнообразной халтуры желавших публиковаться псевдокомпозиторов. Здесь Жиляев суров и саркастичен, но его критические отзывы постоянно подтверждаются объективным анализом композиторской техники и качества музыки. Украшением монографии можно считать остроумный, во всех отношениях замечательный доклад о книге Б.Асафьева о Скрябине. Вычурность и натужность асафьевской стилистики, погрешности в логике и бессодержательность текста высмеяны Жиляевым с беспощадностью, вполне простительной для многолетнего друга Скрябина, редактора его сочинений и, конечно, знатока творчества покойного композитора. Кстати, об энциклопедическом знании Жиляевым классической и современной музыки свидетельствуют все его ученики и коллеги. Все это позволяет читателю лучше «слышать голос» Жиляева и делает его одним из авторов книги.

Биография Жиляева довольно типична. Музыкальная одаренность мальчика проявилась рано и, к счастью, была замечена. В детстве он – любимый ученик Сергея Танеева, «маленький Гайдн». Именно Танееву обязан Коля Жиляев превращением способного ребенка из необеспеченной семьи в студента консерватории, затем – в начинающего композитора и самостоятельного музыканта. Жиляев пишет музыку, преподает, выступает как пианист, он вполне «вписан» в музыкальную жизнь столицы, дружит со Скрябиным, контактирует с Метнерами, знает всех, и все знают его. Судя по переписке, Жиляев не чужд и не музыкальных, но относящихся к художественной жизни контактов, например, с Андреем Белым и Вячеславом Ивановым. Многообещающее, не такое уж редкое для людей Серебряного века начало.

В книге помещены фотографии Жиляева, достаточно четко иллюстрирующие и факт заката этого века, и открытие для героя «иного времени». И в этом случае ничего особенного: началась война, в 1916 году Жиляев (как прапорщик запаса) был призван. На фотографии – молодой человек в военной форме. Очень простое, русское, «дворняжеское» лицо. Усы, шашка, орден Св. Станислава 3-й степени. И конец биографии: тюремное фото 1937 года, фас и профиль. Усталое и безразличное лицо не имеющего уже надежд человека. Анкеты, дипломы, удостоверения, материалы личных дел из консерватории и других организаций, в которых служил Жиляев, его «дело» и приговор, письмо профессоров Московской консерватории к Молотову с просьбой о помиловании уже расстрелянного своего коллеги┘

Другие «голоса» принадлежат талантливому коллективу исследователей жизни и наследия Жиляева и авторам воспоминаний о нем. Профессиональная деятельность Жиляева – преподавание (композиция), текстологические штудии и нотное редактирование. Необычайно увлекательна история первого в мире издания Cимфонии Дебюсси, найденной в Москве в 20-е годы. Не менее интересны материалы, связанные с судьбой его воспитанника и друга Алексея Станчинского – подававшего большие надежды, но рано ушедшего композитора, сочинения которого Жиляев издал посмертно. Еще до окончания консерватории он «жил уроками», а потом в разные годы у него занимались Шостакович, Фейнберг, Книппер, Кондрашин... Все это образует важный для его судьбы «педагогический цикл», многое проясняющий. В частности, преподавание и увлечение талантами учеников не суть ли явная помеха творческому развитию учителей? Увы, Жиляев был небогат и позволить себе отказаться от своих, даже самых способных учеников и постараться развить собственное композиторское дарование возможности не имел. Впрочем, неоднозначное влияние преподавательской деятельности на творческое развитие учителя – особая тема, интересная не только для музыкантов.

Но и это не главное. В том, что Московская консерватория обрела выдающегося профессора, а русская музыка, возможно, потеряла замечательного композитора, повинны многие обстоятельства, среди которых самая важная –«жернова истории», то, что не зависит от усилий и стремлений отдельного человека, как бы он ни был одарен. Что вырвало Жиляева из хрупкого и беззащитного мира музыки и отправило на две войны? Композитор, как и поэт, в каком-то смысле существо высшее – «нас мало избранных», говорит Моцарт у Пушкина. Штабной вагон Тухачевского, где Жиляев «отвоевал» Гражданскую войну, в определенном отношении место столь же чуждое и губительное для музыканта такого масштаба, как и простые окопы. Где-то же должно было созреть решение знатоку мировой музыки не пытаться самому создавать что-то достойное издания, исполнения, любви слушателей? Потерянные годы, война, грязь и копоть безжалостной к людям истории – вполне подходящая тому обстановка. Хорошо еще, что просто выжил, а после вернулся, чтобы учить других.

Так книга о музыканте из жанра музыковедческого исследования естественным образом перетекает в разряд исследования исторического, на судьбе одного замечательного человека высвечивающего страшную и великую «эпоху перемен» любезного нашего отечества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
831
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
852
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1115
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
903

Другие новости