ОТКРОВЕННЫЕ НЕЛЮДИ
Франсуа Лиссарраг, Вадим Михайлин. человеКонь: кентавры и сатиры в греческой традиции (Труды семинара ПМАК. Вып. 17).
– Саратов, СПб.: ЛИСКА, 2011. – 46 с.
А вот, оказывается, это отдельная и бурно развивающаяся отрасль культурной антропологии – изучение крайне запутанной половой жизни античных химерических существ. В данном случае – «коне-людей, четко распределенных по двум расам – кентавров и сатиров». Другое их родовое название – иппоандры». В брошюру включены два доклада, сделанные в Лаборатории исторической, социальной и культурной антропологии (та самая ЛИСКА): Вадим Михайлин, «Смешались в кучу кони, люди: о природе древнегреческих химерических существ»; Франсуа Лиссарраг, «О сексуальности сатиров». Вероятность наткнуться на такую брошюру чрезвычайно мала – тираж 100 экземпляров. Так что можно считать, что мне повезло. Впервые изображения кентавров в Древней Греции начинают появляться примерно с середины VIII века до н.э., то есть на целый век раньше, чем изображения сатиров. Причем «исходно «основная» часть кентавра была другой, человеческой – к полной мужской фигуре был «приставлен» сзади конский круп, с не менее четко обозначенным отсутствием мужских гениталий». Гомер в «Илиаде» этих существ, кентавров, называет еще «фуриями» (звери). А само слово «кентавр» появляется только у Пиндара. «Начать следует с характеристик гендерных: древнегреческие кентавры категорически однополы, – берет быка за рога Вадим Михайлин. – Кентаврессы начинают появляться в античной изобразительной традиции очень поздно – уже в эллинистическую и римскую эпохи, то есть тогда же, когда другие греческие иппоандры, сатиры приобретают (через ассоциацию с Паном) вместо конских ног и хвостов несвойственные им от природы козлиные. Причем, по справедливому замечанию Майкла Паджетта, и кентавры, и сатиры «агрессивно маскулинны» и едва ли не единственное их стремление – это стремление к удовлетворению страсти к «сексу, еде и выпивке». При этом единственная сфера из трех перечисленных, в которой кентавры, вне всякого сомнения, успешны, – это добыча продуктов питания, тоже достаточно специфических┘ В том же, что касается вина и секса, как кентавры, так и сатиры – откровенные нелюди, хотя и те и другие – на свой манер».
Такая идилия была скорее исключением во взаимоотношениях иппоандров и людей. Афина и Кетавр. Художник Сандро Боттичелли |
Вывод, к которому приходит Михайлин: «┘если вспомнить об особенностях сексуального поведения древних архаической и раннеклассической эпох, то сомнений в том, кого именно может маркировать подобная химера, не останется». Про сатиров – не менее интересно. Издание иллюстрировано. Ищите брошюру.
СРЕДОВАЯ ПАРАДИГМА
Владимир Лепский. Рефлексивно-активные среды инновационного развития.
– М.: Изд-во «Когито-Центр», 2010. – 255 с.
В монографии ведущего научного сотрудника Института философии РАН Владимира Лепского обосновывается «субъектно-ориентированный подход к организации сред инновационного развития». Идея проста: ключевая роль в реализации планов инновационного развития страны принадлежит (должна принадлежать) субъектам такого развития. А вот чтобы этот подход срабатывал, нужно создавать междисциплинарные основания становления «средовой парадигмы». Автор и предлагает методологические основы для организации рефлексивно-активных сред инновационного развития: критерии, принципы, онтологии, модели, отдельные технологические новшества. Указанные разработки трактуются им как определенный вклад в фундамент VII социогуманитарного технологического уклада для России.
В монографии, снабженной богатым фактическим и статистическим материалом, проанализирован позитивный мировой и отечественный опыт организации инновационных сред для разработки мегапроектов. В том числе опыт советского института «Генеральных конструкторов». Но, возможно, самое ценное в этой монографии – она задает направления для работы по детальной технологической проработке и апробации на практике предложенных мер по организации сред инновационного развития.