0
2785
Газета Non-fiction Интернет-версия

09.06.2011 00:00:00

Поэтика как новая антропология

Тэги: дайс, книга, традиция, постмодернизм


дайс, книга, традиция, постмодернизм

Екатерина Дайс. Джон Фаулз и мистериальная традиция.
– М.: Клуб Касталия, 2011. – 244 с.

«Вот и накрылся/ Лохотрон постмодерна./ Что это было?» – недоумевал несколько лет назад сэнсэй хокку Владимир Герцик. Только ленивый не задавался вопросами, что такое постмодернизм, как его преодолеть и следует ли это делать. Так, философ Владимир Ешкилев высказал догадку, что долгожданным снятием-отрицанием «ПМ-дискурса» (в его терминологии) является литературный жанр фэнтези, заново структурирующий ризомизированный донельзя мир в некие символические иерархии – по Ешкилеву, «энциклопедии». В самом существовании постмодернизма, однако, никто не сомневался.

Книга Екатерины Дайс предлагает ряд инноваций в подходах к важным проблемам современной гуманитарной мысли, и не в последнюю очередь – в отношении к феномену постмодернизма. Если верить Дайс, такового, похоже, вообще не было. А имели место притворяющиеся оным феноменом мистически заряженные литературно-художественные практики. Поскольку все мистериальное, преследуемое доминирующей идеологией, каковой бы ни была последняя, научилось за тысячи лет прятаться под маской чего угодно другого, зачастую обычного и удобопонятного. Разнородные на поверхностный взгляд еретические секты, рыцарские ордены, системы мистического знания и эзотерические доктрины автор объединяет термином «мистериальная традиция». Последние два тысячелетия эта традиция часто заявляет себя в качестве различных модификаций христианства, в той или иной степени проникнутых сомнительным гностическим духом. И вот в XX веке маги и гностики меняют маску с религиозной на постмодернистскую, а по сути, шутовскую. Или, точнее – поскольку теперь передразнивать можно кого и что угодно – любую.

Писатели применяют в своих романах новые (они же, вероятно, хорошо забытые старые) художественные средства, на уровне содержания и сюжета прочитываемые как банальный постмодерн, – с большей или меньшей прививкой, условно говоря, магического реализма. Но это лишь внешний слой. Магия, волшебные хитрости спрятаны в глубь текста, в его словесную и структурную канву, в ассоциативные ряды. Оглавление по схеме карт Таро, очередность упоминания первоэлементов, апелляция к архетипам античных божеств... Успех роману почти гарантирован.

Как это действует, в чем механизм влияния такого текста на читателя? Каковы в каждом случае пропорции NLP, шарлатанства и волшебства? Вопрос – к психологам, конспирологам, алхимикам... Культуролога же интересует не механизм успеха, а преемственность традиции. Повторяемость элементов поэтики, то, как именно оркестрированы, художественно инструментированы мистические явления в культуре. Дайс кропотливо выискивает структурные соответствия между современными бестселлерами и каноническими (точнее все же – апокрифическими) древними рукописями. Джойс и Фаулз в Британии, Эко в Италии, Стругацкие и Пелевин в России, Андрухович и Жадан в Украине – никто не скроется от ланцета и лупы. Сама автор далека от применения тайного знания; разве что легкой каббалистической буквенной игрой выглядит на обложке троица «Вадимов Р.» – Рабиновича, Розина, Руднева...


Мистериальная традиция часто меняет обличия...
Фото Михаила Бойко

Нельзя сказать, что книга разом срывает завесу над тайными сторонами функционирования европейской культуры. Она ее слегка приподнимает – провоцируя читателя на домысливание сказанного и на естественные в такой ситуации предположения: что все это значит для современной науки и для цивилизации вообще?

Намечается возможность преодоления разрыва, по-прежнему радикального, почти катастрофического, между естественно-научным и религиозно-мистическим мировоззрениями. Дело, начатое в прошлом веке Карлом-Густавом Юнгом, требует завершения. Необходимо построение интегрального представления о человеке, которое соединило бы в себе ракурсы: научный и религиозный, дискурсивный и интуитивный, рациональный и не очень. Задача в чем-то сродни созданию единой теории электрона, сумевшей наконец состыковать его взаимоисключающие корпускулярные и волновые свойства.

А если так, то новая (она же, видимо, хорошо забытая старая) антропология – возможна.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2254
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5035
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2770
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3193

Другие новости