0
1486
Газета Non-fiction Интернет-версия

01.09.2011 00:00:00

Человек как чистый проект

Тэги: образование, воспитание


образование, воспитание

Антропология субъективности и мир современной коммуникации: Сборник статей/ Отв. ред. А.Ю.Шеманов.
– М.: Российский институт культурологии, 2011. – 384 с.

Особенностью подобных сборников является неизбежная тематическая и методологическая широта. Каждый автор движется по собственной орбитали, а все вместе образуют электронное облако, обволакивающее смысловое ядро. Так устроен атом – и сборник, подготовленный на базе Российского института культурологии.

Ответственный редактор сборника Алексей Шеманов определяет его смысловое ядро следующим образом: «В основе европейской культурной традиции лежит антропология тематизирующей субъективности, начало которой было положено рождением античной философии. Свое полное значение эта антропология обретает, однако, лишь начиная с Нового времени, когда человек стремится поставить себя на место творца мира и осознает себя сперва соучастником созидания собственного образа, а затем источником автономного нравственного закона».

Мир современной коммуникации рассчитан на своего рода «человека без свойств», человека неопределенного образа, призванного подстраиваться к постоянно меняющемуся стилю потребления. Поэтому неудивительно, что одна из сквозных тем сборника – проблема образования и воспитания. Как отмечает Олег Румянцев: «С момента своего возникновения европейское образование решает две задачи, которые невозможно ни отменить, ни передоверить другим социальным институтам. Первая – обучать современной, адекватной положению дел в науке форме организации знания, чтобы создать условия для включения молодого человека в систему профессиональной деятельности. И вторая (а по важности – скорее первая) задача – обучить мировоззренческой картине мира <┘>, выражающей некоторое условное единство образа мысли относительно образа жизни. <┘> Здесь понятны место и роль учителя: он знает цель обучения (то есть имеет некий образец), умеет осуществлять инициацию приобщения к данному образцу, видит первостепенную задачу – обучить мировоззренческой картине мира. Сегодня нет универсального образа человека или же образцом является тот, кто способен перевоплощаться в любой образ, – артист, телеведущий. Но тогда чему обучать?» Независимо от ответа на этот вопрос почти все авторы согласны: взаимоотношения с миром современному человеку приходится выстраивать самостоятельно – на свой страх и риск.


Рождение субъективности...
Фото Михаила Бойко

И здесь человеку приходит на помощь его основное отличие от других живых существ – субъективность, то есть способность смотреть на себя и собственные состояния как бы со стороны. Именно так предлагается понимать этот термин. Тогда окажется, отмечает Шеманов, что «субъективность – подлинное основание общительности, фундамент возможного единства человечества, возможности разумного диалога – наконец, вообще разумного отношения к миру. Субъективность заключает в себе потенцию к тому, что люди, живя в своих культурных мирах, окажутся способны к несовпадению себя с теми предрасположениями, которые им навязывает существование в их культурных мирах».

Соответственно, как признает Павел Тищенко, образовательные технологии XXI века формируют и должны формировать человека как потенцию, как чистый проект, – ради реализации практических задач будущего, знание о котором не дано современным учителям.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
968
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2769
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1902
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1510

Другие новости