0
1346
Газета Non-fiction Интернет-версия

29.03.2012 00:00:00

Дверь в стене приоткрывается

Тэги: гопман, фантасты, литература


гопман, фантасты, литература

Владимир Гопман. Золотая пыль: Фантастическое в английском романе: последняя треть XIX–ХХ вв.
– М.: РГГУ, 2012. – 488 с.

Выражение «английская фантастика» звучит для уха российского читателя привычно, однако едва дело доходит до конкретики, выясняется, что и наше читательское сообщество, и традиционное фантастоведение охватывает названным словосочетанием крайне ограниченный перечень писательских имен. Ну Герберт Уэллс, ну Джордж Оруэлл, ну Джон Уиндем, ну Джон Толкин – если говорить об авторах прошлого и позапрошлого веков. Ну Джонатан Свифт – если вспомнить классику. И все?

Профессор РГГУ, исследователь фантастики Туманного Альбиона Владимир Гопман в своей книге утверждает: особенностью литературы Великобритании всегда был «очень высокий удельный вес фантастического элемента». Иными словами, речь может идти о сотнях авторов, постоянно использовавших приемы как science fiction (научной фантастики, «литературы принципиально возможного»), так и fantasy (литературы, где фантастическая посылка не претендует «на научность и логическую мотивацию»). В книге Гопмана рассказывается, конечно, и о Толкине, и об Уэллсе, но не только о них: автор борется с зашоренностью обывательского сознания, раздвигая привычные горизонты, вводя в обиход множество забытых или полузабытых – а когда-то гремевших по всему Соединенному Королевству! – имен писателей, некоторые из которых были первооткрывателями и доселе популярных парадигм.

Среди героев «Золотой пыли» – безбашенный «приключенец» лорд Дансейни и трагический неоромантик Уильям Ходжсон, создатель оригинальнейшей артурианы Теренс Уайт и сочинитель сказочной Руритании Энтони Хоуп, творец «крысиного апокалипсиса» Джеймс Херберт и хронист миниатюрных «добываек» уютная Мэри Нортон (Терри Пратчетт в своей трилогии о номах пойдет по ее стопам), блестящий сатирик Майкл Фрэйн и архитектор «космического госпиталя» Джеймс Уайт. Российского читателя, с детства знакомого со «Стариком Хоттабычем» Лазаря Лагина, едва ли оставит равнодушным очерк о Ф.Энсти (псевдоним Томаса Энсти Гатри): именно от его «Медного кувшина» и отталкивался советский сказочник, живописуя приключения древнего джинна.

Важное место в книге занимает эссе о творчестве современных фантастов Джеймса Балларда и Брайана Олдисса (с первым из них Гопман состоял в переписке, со вторым встречался лично), а также классика Уильяма Морриса. Морриса у нас принято считать лишь создателем первой коммунистической утопии «Вести ниоткуда». Однако исследователь, отметив указанную утопию, доказывает, что именно Морриса следует считать создателем фэнтези. Заметим, что и Уэллс, будто бы знакомый нам от и до, откроется вдруг с неожиданной стороны: Гопман представит нам не только и не столько хрестоматийного изобретателя машины времени и живописателя войны миров, но и создателя романов в редком жанре религиозной фантастики.

Исследований о фантастике у нас выходит крайне мало, а о фантастической литературе Великобритании до книги Гопмана не было ни одного (не считая работы об отдельных английских фантастах, в основном об Уэллсе). Книгу Гопмана отличают филологическая основательность и поразительная эрудиция (по словам одного любителя фантастики, чтобы столько знать, надо начать читать лет за пять до рождения), что, однако, вовсе не приводит к сухости и наукообразию. Напротив, книга написана увлекательно и ярко, к тому же по ходу повествования автор вводит в обиход массу фактов, которые представляют интерес не только для любителей фантастики. Знаете ли вы, к примеру, что Брэм Стокер, описавший подробно малую родину Дракулы, Трансильванию, никогда там не был? Известно ли вам, что автор знаменитого антисталинистского труда «Большой террор» Роберт Конквест был также страстным любителем фантастики и составлял (вместе с Кингсли Эмисом) сборники НФ? А Роберт Флеминг – родной брат «отца» Джеймса Бонда Йена Флеминга – сочинил военно-фантастический роман, в котором, по сути, предсказал десантирование в Англии одного из столпов Третьего рейха?..

Книга Гопмана написана так «вкусно», что, закрыв ее, хочется немедленно взять в руки и те книги, о которых он рассказывает. Увы, тут-то начинаются проблемы. Как быть читателю, если многие произведения, оказавшиеся в фокусе внимания автора «Золотой пыли», не выходили на русском языке?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
472
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
585
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
497
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
408

Другие новости