07.03.2013 00:00:00
Харбин, Шанхай, Казань, потом Москва
Наталия Ильина. Дороги и судьбы / Предисл. В. Жобер, А. Латыниной.
– М.: АСТ; Астрель, 2012. – 766 с.
Книга воспоминаний талантливой, умной и ироничной Наталии Ильиной подготовлена при участии русиста, профессора Сорбонны, племянницы Ильиной Вероники Жобер. «Дороги и судьбы» выходили давно, и новое издание, как говорится, расширенное и дополненное.
Дороги, по которым прошла и проехала Наталия Иосифовна, были длинны, а судеб, с которыми столкнулась на своем пути, было не счесть. Унаследовать боевой нрав и вечное желание сражаться Ильиной было от кого. Ее дед полковник Иван Воейков известен как герой войны 1812 года, а отец Иосиф Ильин, морской офицер, ушел из флота в знак протеста против позора русского флота под Цусимой. После революции он, офицер армии Колчака, с семьей двинулся на восток. Осели они в Харбине – Наталии тогда было четыре года.
Начало тридцатых принесло семье и внутренние, и внешние беды: уход отца по времени совпал с вторжением в Маньчжурию японцев. Русским стало труднее выживать в Харбине, и юная Наталия едет в Шанхай, где становится журналистом. К концу Второй мировой уже ясно, что Ильина будет прорываться в Союз. Она служит в Шанхайском отделении ТАСС, а осенью 1947 г. с последней группой репатриантов прибывает в порт Находка. Через много лет на вопрос, поехала бы она в СССР, оцени она ситуацию трезво, Ильина ответит: «Большое счастье, что я была такой дурой!»
Сначала Казань, потом Москва – Литературный институт, оконченный в 1953 году. Начинается самостоятельная жизнь на новой старой родине. В журнале «Крокодил» выходят фельетоны Наталии Ильиной; в убогом съемном полуподвальчике, когда хозяйка уходит дежурить в больницу и «квартирантка» остается одна, она, не боясь вызвать нареканий, отстукивает на печатной машинке роман «Возвращение». Главная героиня Таня – альтер эго автора. К автобиографической прозе Ильина перешла от фельетонов и сатирических очерков в 1965 года. В наследство от матери, с которой всегда были нелегкие отношения, Ильиной остались ее записки и огромный семейный архив.
«Дороги и судьбы» рассказывают и о семье Наталии Иосифовны, в которой было немало уникальных людей, например климатолог и метеоролог с мировой известностью, автор полутора тысяч работ Александр Иванович Воейков; другой дядя, Александр Дмитриевич Воейков, был известным ботаником, открывшим много растений в Сибири. Среди героев книги Александр Вертинский, Анна Ахматова, Корней Чуковский и, конечно, Александр Реформатский – учитель, друг, муж. В каждом очерке масса эмигрантского и советского быта, событий, людей и их непростых отношений.
Они очень «не совпадали» – Александр Александрович и Наталия Иосифовна. Он – невысокий, неторопливый, обстоятельный. Похожий на китайского божка с треугольной бородкой; он больше сидит в глубоком кресле у письменного стола, а на столе – наслоения бумаг, газетных вырезок, стопки книг. Наталия Иосифовна – высокая, быстрая, шумная; если не работает – постоянно в движении. Она очень любила свою московскую квартиру на улице Черняховского – ее первое и последнее собственное жилье. В год, когда она была получена, Ахматова прислала Ильиной ко дню рождения телеграмму: «Желаю вам только досуга, все остальное у вас есть!»
Любимым выражением Реформатского было: «Каждый должен дуванить свой дуван», то есть делать свое дело и не мешать другому. Он не мешал Наталии Иосифовне, наоборот, постоянно был на подхвате. «В соседней комнате – пишет Ильина, – сидел живой справочник: если, работая, в чем-то сомневаешься, чего-то не знаешь – выйди, спроси. Справки любые: история, литература, театр, музыка».
В конце жизни Ильина предполагала написать продолжение «романа о Тане» – «Второе возвращение». Но не успела – в 1994 году ее не стало.
Комментарии для элемента не найдены.