0
2626
Газета Non-fiction Интернет-версия

17.10.2013 00:01:00

Смотрите, кто пришел

Тэги: цай, эссе


цай, эссе

Владимир Цай. Психотерапевты прописывают секс и музыку.

– М.: Время, 2013. – 320 с. (Диалог).

В первоначальном варианте пьесы «Три сестры» имелся длинный монолог о сущности жены. Но накануне премьеры Чехов заменил его фразой «жена есть жена». Я тоже вначале длинно и подробно объяснял, почему мне не нравится наша современная проза. Но уже перед отправкой текста в редакцию решил по примеру классика заменить многословные рассуждения одним предложением: на мой взгляд, наша современная проза представляет собой интеллектуальное фэнтези – описываемая ею жизнь обычно так же похожа на настоящую, как пингвин похож на птицу.

Одним из редких исключений из этого «мейнстрима» является творчество писателя из Алма-Аты Владимира Цая – в его книгах описывается реальная жизнь. Возможно, это объясняется тем, что он пришел в литературу нестандартным для советской и постсоветской литературы путем – в более чем зрелом возрасте и будучи умудренным опытом жизни и работы сначала в качестве советского инженера, потом серьезного ученого, затем успешного топ-менеджера в сфере IT и, наконец, философа, ведущего свой собственный мировоззренческий поиск.

Произведения Цая можно назвать повестями-эссе, в которых вереница житейских историй и размышлений о жизни создает панораму нашего бытия в последние полвека. Причем автор не дает ей оценок – просто описывает разные ее грани и важные ее вопросы, сопровождая их изложением ощущений участника первых и размышлениями философа о вторых. А читатель имеет возможность просто сравнивать их с собственными ощущениями и мыслями. В итоге чтение становится чем-то похожим на посещение картинной галереи – автор, как экскурсовод, ведет читателя от эпизода к эпизоду как в галерее от картины к картине. И как в галерее, в произведениях Цая разные «картины» привлекают в разной степени и вызывают разные ощущения. Но каждый читатель найдет для себя что-то интересное или созвучное собственным ощущениям и мыслям.

Чудесной особенностью текстов Владимира Цая является их позитивность. Причем позитивность, разумно уравновешенная скептицизмом философа. И нет ничего напоминающего чернуху. Это вовсе не значит, что в текстах нет негатива. Он, разумеется, как во всей жизни, присутствует. Но это жизненный негатив, естественный для своего времени и ситуаций, а не плод одичавшего подсознания литератора. И что особенно важно, он подается с такой иронией или юмором, что не нагоняет даже мимолетного ощущения тоски или уныния. К слову, нужно отметить, что ирония и юмор у Цая самого высокого качества.

Особо хочется отметить, что в текстах Цая везде ясно ощущается то, что можно назвать подлинным ароматом времени и места. И что редко встретишь в современной литературе – большинство современных авторов выступают в роли парфюмеров, создающих в произведении подходящие на их собственный вкус ароматы времени и места. Однако чаще всего такие ароматы так же отличаются от подлинных, как запах «цветочного одеколона отличается от запаха цветов. Дело даже не в жесткости или приторности «одеколонного» аромата, а в его искусственности.

И что совсем уж невероятно для современной одноразовой литературы, книги Цая можно перечитывать.

Для самой литературы как художественного феномена книги Цая важны в двух аспектах. Во-первых, они наглядно демонстрируют, что качество произведений зависит не от времени или условий, а исключительно от самих писателей. Потому что сам писатель делает выбор – быть творцом или ремесленником. Во-вторых, в нашей литературе теперь есть не только философствующий литератор, но и литераторствующий философ. Это очень важно, потому что, как оказалось, разница между первым и вторым иногда может сильно напоминать разницу между куплетистом и оперным певцом, которые даже если и поют вроде бы об одном и том же и одинаково профессионально, впечатления оставляют очень уж разные.

Только что вышедшая книга Владимира Цая в полной мере соответствует вышесказанному. Книга представляет собой три новых произведения писателя – мини-роман-эссе «Любовь?», повесть-эссе «Аденома и другие мелкие неприятности» и классическое эссе «Музыка, которая нас выбирает». В итоге ценителю художественной литературы предлагается букет достойных его внимания и разных по жанру произведений.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
653
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
946
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
749
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
913

Другие новости