0
2444
Газета Non-fiction Интернет-версия

10.09.2015 00:01:00

Брежнев, Рузвельт и мистический Магриб

Валерий Воробьев

Об авторе: Валерий Павлович Воробьев – чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Королевстве Марокко, доктор юридических наук, профессор.

Тэги: политика, путешествия, марокко, владимир чуров, история


политика, путешествия, марокко, владимир чуров, история Райский уголок на земле. Эжен Делакруа. Залив Танжер в Марокко. Лувр, Париж

Автор книги, Владимир Чуров, отмечает, что его труд – «не история Марокко или советско-марокканских отношений, а скорее описание красочной картины жизни в Марокко и Советском Союзе в XX веке с несколькими важными историческими находками». На наш взгляд, согласиться с этим полностью трудно. В нем содержится и то и другое.

Несколько слов об авторе. Его знают как председателя Центральной избирательной комиссии России, а то, что Чуров – писатель и публицист, окончивший физфак Ленинградского госуниверситета, написал несколько художественных произведений, известно далеко не всем. Назовем лишь некоторые из них: «Тайна четырех генералов» (2005), «Путешествие с гвардии генерал-майором артиллерии Владимиром Иосифовичем Брежневым от Будапешта до Вены» (2010), «Корзина со старыми театральными программками» (2011), «Любовь к орденам» (2013). Чуров состоит в Российском военно-историческом обществе, Обществе потомков участников Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода.

Обращение в своем творчестве к Марокко, или, как часто называют его, «апельсиновому королевству», прошлому и настоящему этой необычной и по своему неповторимой земли из волшебного мира сказок «Тысячи и одной ночи», стало для Чурова занятием не совсем обычным. Расположенное в северо-западной части Африки, это государство несет на себе отпечаток тысячелетней арабской истории, тесно переплетающейся с историей финикийцев, римлян, ливийцев и берберов. Мистический Магриб (так название страны звучит по-арабски) балансирует сейчас между неумолимо надвигающейся глобализацией и трогательной самобытностью культур, новыми веяниями и непоколебимыми традициями, чтимыми марокканцами испокон веков. Что не может не заинтересовать любого истинного художника.

Для «путешественника в Марокко» Чурова эта страна, когда-то очень экзотичная для советского человека, имеет особое значение еще и потому, что почти полвека назад в ней с важной миссией находился его отец Евгений Петрович Чуров, капитан 1 ранга, доктор технических наук, крупный специалист в гидрографии, участвовавший в проектировании и строительстве верфи в Танжере, являющемся на сегодня одним из самых крупных портов на Африканском континенте. Он оставил после себя богатый семейный архив, включая путевые заметки о посещении Королевства Марокко, которые, к сожалению, не были изданы. Поэтому сыну «ничего не оставалось», как, опираясь на уникальные зарисовки отца о марокканской самобытности, сделанные им фотографии, собранные открытки и марокканские карты, купленные сувениры и прочую атрибутику этой арабо-берберской державы, написать о ней собственное эссе. При его прочтении складывается впечатление присутствия в «райском уголке на земле». Не случайно в свое время король Хасан II сравнил Марокко с «деревом, ветви которого находятся в Европе, а корни в Африке».

34-7-12_t.jpg
Владимир Чуров. Путешествие в Марокко
с Анастасом Ивановичем Микояном. –
М.: Кучково поле, 2015. – 264 с.

Автор привлек архивные материалы и документы, включая редкие и практически не известные не только рядовому читателю, но и даже специалистам, касающиеся раннего периода становления и развития отношений между нашими странами, сначала Советского Союза, а затем и Российской Федерации. Отсюда важность информации, содержащейся в книге, которая, безусловно, представляет интерес не только для дипломатов, особенно молодых, но и всех тех, кого притягивают Северная Африка и Ближний Восток.

Чуров приводит, например, малоизвестные слова Брежнева, на тот период председателя Президиума Верховного Совета СССР, сказанные им после переговоров с королем Мухаммедом V и наследным принцем Хасаном. Высоко оценив последних, он подчеркнул, что они «являются зрелыми политическими деятелями, трезво разбирающимися в современной международной обстановке и положении в Африке и на Арабском Востоке, но находящимися под сильным влиянием во внутренней и внешней политике со стороны французов, по-прежнему руководящих экономикой страны». Эти слова, видимо, не теряют актуальности и сегодня.

Интересно приведенное в книге высказывание президента США Рузвельта, который на встрече с султаном Мухаммедом бен Юсефом и наследным принцем Хасаном в 1943 году заявил буквально следующее: «именно правительство султана является суверенным правительством Французского Марокко», добавив: «почему Марокко, населенное марокканцами, должно принадлежать Франции?»

Политически мудрыми до сих пор являются высказывания короля Хасана II во время его встречи с Микояном, который в 1961 году в первый раз посетил Марокко (находился с визитом в королевстве и в 1962 году) в качестве первого заместителя председателя Совета Министров СССР, о том, что «можно быть смелым во внутренней политике, но во внешней политике надо быть сдержанным и нельзя забывать одну из главных особенностей Африки, а именно: на Африканском континенте очень важен климат, который заставляет людей ходить не по кругу, а колесом».

В общеполитическом контексте и историческом ракурсе заслуживает внимания приведенная в книге информация, содержащаяся в донесении советского посла в Египте в начале 50-х годов Солода, адресованном первому заместителю министра иностранных дел СССР Громыко. Солод писал: «американцы открыто вытесняют англичан вслед за Саудовской Аравией, Грецией, Турцией и Ираном также и из Египта, Сирии и Ливана с тем, по-видимому, чтобы впоследствии вытеснить их из Ирака и Иордании и таким путем полностью захватить в свои руки весь Ближний Восток».

А от себя Чуров отмечает: «ну, в точности, как в 2013 году».

Хотя, на наш взгляд, не вдаваясь в подробности, надо признать, что в целом позиция американцев в регионе в настоящее время является не столь прямолинейной (вспомним приведенную выше цитату Рузвельта), и на сегодня их политика выглядит более «глобальной и скоординированной» в отношениях со своими союзниками, которых они не прочь привлекать в своих интересах более активно к практическим действиям. Пример Ливии в период борьбы с Каддафи, когда на первый план были вначале выдвинуты Париж и Лондон, а Вашингтон «подключился» позднее, лишнее тому свидетельство. Подобную линию поведения мы наблюдаем и в нынешней международной обстановке, когда США собирают коалиции против «Исламского государства» и других террористических организаций и стремятся «коллективно» гасить существующие очаги напряженности и кризисы в Ближневосточном и Африканском регионах.

Не могу не упомянуть об одном эпизоде. В качестве советника-посланника посольства мне довелось стать свидетелем исторически важной аудиенции, которую король Хасан II дал в 1991 году советскому послу в Марокко Рыбакову. Марокканский монарх сказал, обращаясь к послу, буквально следующее: «Прошу передать мои слова президенту СССР М.С. Горбачеву. Лично я не люблю коммунистов, американцы – наши друзья. Но необходимо сохранить Советский Союз любыми средствами, причем без использования танков. Мир, как и человек, должен стоять на двух ногах, а в мировых делах обязательно должен быть баланс». (Впоследствии я узнал, что запись этой беседы с королем «не дошла» до первого и последнего советского президента). Как представляется, особенно после разразившегося в 2011 году сирийского кризиса и вплоть до сегодняшнего дня, актуальность этих слов в оценке ситуации в мире не только не ослабевает, а скорее, наоборот, приобретает еще большую значимость.

Завершая «экскурсию» по книге, хотелось бы процитировать из нее слова Микояна, который так объяснился в любви к Марокко: «Мы знали и слышали об этой стране, ее людях, ее природе. Но то, что мы увидели, превзошло все наши ожидания. Оказалось, что возможности и богатства Марокко, духовные и материальные, – выше нашей фантазии». По-моему, сказано точно.

Рабат, Марокко


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1552
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1752
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1861
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4219

Другие новости