0
3327
Газета Non-fiction Интернет-версия

10.12.2015 00:01:00

Соучастница

Тэги: валерия пустовая, поколение, манифест, философия, культура, время, проза, критика


валерия пустовая, поколение, манифест, философия, культура, время, проза, критика Легкая и немножко великая. Фото Виктории Лебедевой

По отношению к Лере Пустовой я с самого начала, и уж не знаю почему, усвоил тон то ли покровительственной, то ли подбадривающей иронии.

Хотя что значит – почему? Очень даже понятно. Знаясь с будущим в быту, трудно удержаться от ревнивой приглядки к тем, кто нас сменяет: к строптивым, лишь на себя похожим, но, как мы все-таки втайне надеемся, усвоившим по ходу взросления и наш опыт, с пользой для себя прочитавшим и наши книги.

Здесь у Валерии Ефимовны срослось не со мною, впрочем. Склонная не к прагматике, а к философствованию, она берет уроки у Ирины Бенционовны Роднянской, перекликается с Евгением Ермолиным, до сих пор изживает бурное увлечение завиральными идеями композитора Владимира Мартынова, а теперь вот, по «Великой легкости» судя, потянулась и к непоблекшим интеллектуальным провокациям покойного Саши Агеева.

Ну, и умничает, конечно: метафизика, дескать, тайнословие, то да се. Так что сочиняет сложнозакрученные предложения в полстраницы длиною, выстраивает глубоко эшелонированную оборону из ссылок на умных собеседников: от Шпенглера до… «Для меня, – говорит наша Лера, а мы поставим смайлик, – все люди, которые уважают концепцию Владимира Мартынова, умные».

Или вот еще: дурачится, демонстрируя публике собственный словарь языкового расширения – это, знаете ли, когда пишут «вывибривает», «недодеконструированный» или «сейчашнее время» и смотрят на реакцию: вы не пропустили, вы действительно заметили, как это я, мол, метнула?

Не страшно. Пройдет и это. Или пусть даже не пройдет. Все равно ведь останутся…

Нет, не разборы, вполне толковые, сегодняшних бестселлеров – пока статья идет к печати, они уже успевают стать вчерашними, не так ли, мгновенно вытесняемыми новыми фаворитами изменчивой моды.

книга
Валерия Пустовая.
Великая легкость.
Очерки культурного
движения.
– М.: РИПОЛ классик, 2015.
– 352 с. (Лидеры мнений)

И не концепции, изобретать которые критик Пустовая великая мастерица: то ренессанс вдруг объявит, то почему-то упадок, то выведет сетевые блоги в единственно продуктивный жанр современной прозы, а то и вовсе устроит кастинг на роль лучшего, талантливейшего: и Сергей Шаргунов в ней, помнится, побывал, а теперь вот Илья Бояшов, к примеру.

Кстати, о примерах. Если что и смущает тех, кто в критических статьях привык видеть точное зеркало литературы, то это необыкновенная легкость, с какою Валерия Пустовая впадает равно в восторг или в негодование – безотносительно, случается, и к собственно художественному качеству текста, подвернувшегося под очередную концепцию. «Со вкусом у нее, что ли, проблемы?..» – сетуют старшие (по опыту) коллеги. Возможно. Но разумнее, мне кажется, предположить, что для нашей героини важнее не в другом разобраться, а понять себя. И выстроить свое. Свой образ литературы. В пределе – свой мир, для которого все подручные средства хороши: будь то роман безразлично каких достоинств или сердитый окрик, дегтя запах свежий, таинственная плесень на стене…

Так ведь, собственно, все писатели поступают. И критики, если они действительно не только регистраторы, эксперты и ходатаи по чужим делам, здесь не исключение.

Мне на то, чтобы прийти к этой мысли, потребовались десятилетия.

А Лере?

«Надо же было уродиться литературным критиком в эпоху, не нуждающуюся в литературных критиках», – пишет она. Но без большой скорби. Скорее с задором. Отнесясь к ситуации, которая большинство из нас склоняет на жалобы и пени, как к своего рода экзистенциальному вызову.

Не меняющему задачу соучастия (Лера сказала бы: пребывания) критика в большом мире большой литературы.

Но требующему радикального пересмотра привычных форм и способов этого пребывания. Как жанровых, где традиционная большая мудрая статья теснится, но не вытесняется мимолетным блогом. Так и интонационных, допускающих включение в литературно-критический текст и шутки, и академического комментария, и автобиографического признания – да мало ли чего еще!

И здесь я, равнодушный к метафизике и отнюдь не такой, как она, влюбчивый, не такой склонный к измене и перемене, в красивой 33-летней Валерии Ефимовне Пустовой чувствую родственную душу.

С особым удовольствием в ее новой книге отмечая не те сюжеты, где она кого-либо темпераментно крошит или аргументированно милует, а те, где она позволяет себе сложное, внутренне противоречивое (в годы моей юности его называли амбивалентным) отношение к художественному событию.

Я непонятно выразился? Упрощу. Это значит, говорил я когда-то при обсуждении книги Пустовой «Толстая критика» (М., 2012), что ты пишешь (вроде бы да и безусловно) положительную рецензию, но в деепричастном обороте, будто впроброс говоришь такое, от чего почтенного автора годами будут корчить судороги. Или напротив: ты вроде бы и бранишь роман ли, сборник ли стихов, но оставляешь в своем отзыве беглое замечание, дающее только что тобой изувеченному автору возможность приосаниться и пробормотать: ну не такой уж этот рецензент совсем идиот, кое-что все-таки понимает…

То, что я сейчас сказал, не парафраз старинного анекдота про скорпиона, на чужой спине переплывающего реку, а всего лишь напоминание, что слишком редки в нашей литературной, и отнюдь не только литературной, жизни явления, подлежащие однозначной – неважно, похвальной или ругательной – оценке.

Обычно все сложнее, противоречивее, запутаннее, и хорошие писатели это знают.

Хорошие критики тоже.

Валерия Пустовая – критик, каких всегда мало. Значит, и писатель. Выражусь даже сильнее, опрометчивее: в кругу своих товарищей по поколению – и поэтов, и прозаиков, и драматургов, и эссеистов – именно она сегодня, может быть, самый сильный, проявившийся писатель.

Не верите?

Тогда вам придется прочесть книгу «Великая легкость» и согласиться со мною.

Или не согласиться. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1440
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1374
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1595
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1318

Другие новости