0
3229
Газета Non-fiction Интернет-версия

17.12.2015 00:01:00

С жесткостью нового времени

Ольга Дунаевская

Об авторе: Ольга Владимировна Дунаевская – критик, литературовед.

Тэги: слависты, съезд, филадельфия


люди
Председатель совета директоров
Катриона Келли вся в делах.
Фото автора

47-й ежегодный съезд славистов проходил в гостинице-небоскребе «Мэрриотт» на Маркет-стрит, центральной улице первой столицы США – Филадельфии. Города, где впервые прозвучала Декларация независимости и где был сшит первый красно-белый полосатый стяг, украшенный тринадцатью звездочками-штатами. Проводит съезд Ассоциация славистских, восточноевропейских и евразийских исследований (ASEEES). Съезд грандиозный: в повестке дня 2300 докладов. Как всегда в Штатах, все выглядит очень демократично: среди участников мелькают озабоченные мамы-славистки, обремененные рюкзачками с грудными детьми; старый профессор приходит на заседания с собакой-поводырем.

Названия секций разные, но все объединены интересом не столько к языковым, сколько к общегуманитарным проблемам славянских стран. Каждый такой слет имеет свой знак, символ; в этом году конференция проходила под знаком «Факта». Несколько лет назад председателем совета директоров традиционно американской Ассоциации славистов стала профессор из Оксфорда Катриона Келли. «Меня выбрали – объяснила она, – что называется, «экспериментально». Почему «Факт» стал знаком съезда? Слишком много сейчас появилось опасных фальсификаций, в том числе и в фотографии. А тема эта перспективная для всех направлений, хотя на отбор докладов она не влияла: «факту» как таковому посвящено не больше сотни выступлений. Мы хотели, чтобы это стало побуждением к размышлению».

Охватить все невозможно, поэтому на секциях часто бывали неполные залы, но некоторые заседания вызывали огромный интерес, например, одно из пленарных, посвященное Украине. Круглые столы тоже хорошо собирали людей – дискуссия всегда интересна. Доцент Российской академии народного хозяйства и госслужбы Мария Маофис провела встречу на тему детского чтения 50–60-х годов: как оно повлияло на общественные настроения эпохи перестройки. Ведь ее во многом делали 30-летние – первое советское поколение, выросшее на переводной литературе.

Как обычно, большое выставочное пространство было отдано издательским проектам. Издательства и университетские, и самостоятельные; кажется, их было представлено больше, чем прежде. И второе наблюдение: больше появилось литературы не по чисто российским проблемам, а по общеславянским и по отдельным странам: Болгария, Македония, Румыния, Сербия. Фрагменты истории ХХ века; диктаторы и авторитарная власть; еда и быт в постсоциалистическом мире и др.

Привлекли редкие воспоминания: Григорий Распутин «Мое паломничество в Иерусалим» (книга ранее была издана в 50 экземплярах для царской семьи; сейчас издательство «Либерти» предлагает первое двуязычное – с переводом на английский – издание); «Дни русской дворянки. Мемуары Анны Лабзиной. 1758–1821» и «Любовь и победа. Личная переписка Екатерины II и кн. Григория Потемкина» (обе книги изданы Northern Illinois Press).

Знаменитый «Новый журнал», запущенный в Городе большого яблока еще Иваном Буниным и Марком Алдановым в начале 40-х, продолжает выпускать книги воспоминаний знаменитого ныне американского художника Сергея Голлербаха «Нью-Йоркский блокнот». Во время Второй мировой подростком Сергей был вывезен на работы в Германию, а в конце 40-х попал в США, пройдя там путь от рабочего на текстильной фабрике до члена Американской национальной академии дизайна. Книга великолепно проиллюстрирована самим автором.

Российские сюжеты, конечно, тоже присутствуют в большом разнообразии. Северо-западный университет (Northeastern University) выпустил антологию русского абсурдизма «Обериу». Кстати, американские студенты очень рано начинают постигать прелести российского черного юмора, и Хармс – едва ли не самый популярный поэт в этой аудитории.

В России много написано о последней, трагической ссылке Льва Троцкого в Мексику. Вот еще одна – исследование Одвала Хойдала «Троцкий в Норвегии (1935–1937 гг.)» (издание Northern Illinois Press). Корнелльский университет среди прочего предлагает книгу «Женщины без мужчин» автора с «говорящей фамилией» – Дженнифер Утрата, которая исследовала жизнь матерей-одиночек в новой России. То же издательство выпустило историю мигрантов в России ХХ века «Моя родина – граница» Льюиса Сигельбаума и Лесли Пейдж Мок.

Как бывает, каждый участник встречи вынес из нее свое. «Хотя было заявлено много выступлений, – говорит Линда Парк, почти бессменный исполнительный директор съезда, – сейчас в программе появилось больше докладов по текущей политической и экономической ситуации в регионе, особенно в России и Украине». С ней согласен философ, культуролог, литературовед Михаил Эпштейн: «Пахнуло жесткостью нового времени: в центре многих докладов – противостояние России миру».

Вера Проскурина (университет Эмори, Атланта), участвовавшая в работе секции «Факты и литературные мифы в изображении Российской империи», считает, что основной массив докладов все же представлял собой частные «литературные эпизоды в общей теоретической рамке», ориентированной на единую тему конференции: «Факт».

Амина Габриэлова, преподаватель русского языка и литературы из Индианы, на съезде впервые: «Поразила широта географии славистов, высокий уровень докладов и то, что аспиранты выступают наравне с известными учеными».

«Мне, как и многим, пришлось сидеть на полу – столько людей собрал круглый стол, где обсуждался кризис учебников в России и на Западе, – сказал филолог, социолог культуры Илья Кукулин. – Как писать об истории русской литературы – вот вопрос, реально волнующий преподавателей».

Заключительным этапом съезда стало награждение ученых и за общий вклад в развитие славистики, восточно-европейских и евразийских исследований, и за отдельные труды. По совокупности награжден был политолог, автор множества работ по советской и российской внешней политике, в прошлом профессор Оксфордского университета Арчи Браун. Второй награжденный - автор работ по истории Октябрьской революции 1917 года, в прошлом профессор Университета Индианы Александр Рабинович.

Увы, русская речь звучала в коридорах заметно меньше обычного. Хочется верить, что помешать могли только финансовые трудности. 

Филадельфия–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1355
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3237
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2330
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1866

Другие новости